Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

25.10.2016

Как архитектура отражает политический режим: масштабный анализ парламентских залов заседаний

Алина Измайлова

Партнёры архитектурного бюро из Амстердама XML Давид Мюлдер ван дер Вегт (David Mulder van der Vegt) и Макс Коэн де Лара (Max Cohen de Lara) выпустили книгу под названием «Парламент» (материалы из неё можно также найти на сайте www.parliamentbook.com). В исследовании раскрывается взаимосвязь архитектуры и политического процесса. Ван дер Вегт и Коэн де Лара за шесть лет задокументировали и сравнили залы заседаний парламентов всех 193 государств-членов ООН и пришли к выводу, что форма зала достаточно полно отражает суть политического режима страны. Все помещения архитекторы поделили на пять категорий по способу организации пространства: «круг», «полукруг», «подкова», «противостоящие скамьи» и «школьный класс».

На первый взгляд, залы парламента России и Ботсваны не имеют ничего общего. Российская Госдума заседает в большом помещении с серым ковром, люминесцентными светильниками и длинными рядами деревянных столов, оснащёнными экранами и микрофонами. Кготла Республики Ботсвана (изначально слово кготла означало место для сбора племенного сообщества или традиционного суда – прим. Архи.ру) обсуждает законы в постройке с соломенной крышей и деревянными лавками. Но эти два парламента ближе друг другу, чем кажется, «они наследуют одну архитектурную ДНК», говорят авторы книги. Оба зала построены по принципу «школьного класса», когда члены коллектива сидят рядами лицом к спикеру. «Это очень удобно, если хочешь сфокусировать всё внимание на переднем плане, – говорит Давид Мюлдер ван дер Вегт. – Такой подход популярен в странах с недемократичными режимами».

Палата общин британского Парламента. 1833. Художник Джордж Хэйтер. Национальная потретная галерея
Палата общин британского Парламента. 1833. Художник Джордж Хэйтер. Национальная потретная галерея

Для сравнения: Палата общин Великобритании в Вестминстерском дворце заседает в зале, где друг напротив друга поставлены две группы скамей, предназначенных для двух главных противоборствующих партий королевства. По словам ван дер Вегта, такие условия помогают вести более активные и живые дебаты, противники сидят лицом к лицу.
Зал заседаний германского Бундестага в здании Рейхстага. Фото: Times via Wikimedia Commons. Лицензия  GNU Free Documentation License, Version 1.2
Зал заседаний германского Бундестага в здании Рейхстага. Фото: Times via Wikimedia Commons. Лицензия GNU Free Documentation License, Version 1.2

Германский Бундестаг представляет собой полукруг (здание Рейхстага, где он заседает, было реконструировано в 1999 году по проекту британского архитектора Нормана Фостера) – как и большинство залов для заседания нижней палаты в европейских странах. Такая компоновка является классицистической по происхождению: она ориентируется на античные театры. Организация пространства по этому типу позволяет аудитории лучше видеть и слышать любого выступающего, где бы он ни находился. Кроме того, подобный план устраняет визуальные признаки власти.

Авторы также запустили веб-сайт – виртуальный аналог своего издания, где можно рассмотреть панорамы интерьеров различных парламентских залов.

Напомним, что амстердамские исследователи – не первые, кто за последние годы обращается к теме классификации национальных ассамблей: в 2014 на биеннале в Венеции этим же занялись кураторы австрийского павильона, однако их больше интересовал экстерьер здания, чем планировка главного зала заседаний.