Геофом – это название блоков из пенополистирола повышенной прочности для применения в дорожном строительстве. Технология Геофом успешно применятся в различных странах уже более 40 лет. В этом году, доказавшая свою эффективность технология, впервые была одобрена в России на государственном уровне. Единственным производителем дорожного пенополистирола под маркой «КНАУФ Геофом» (KNAUF Geofoam®), получившим государственное техническое свидетельство МИНСТРОЯ России, стала компания «КНАУФ Пенопласт».
Геофом – блоки из пенополистирола повышенной прочности для применения в дорожном строительстве. Фотография предоставлена компанией «КНАУФ Пенопласт»
Впервые вспененный полистирол в дорожном строительстве был применен в Норвегии в 1972 году. При проектировании автомобильной дороги, связывающей Осло с Бергеном, норвежские специалисты по дорожному строительству предположили, что пенополистирол большой толщины сможет выдерживать без ухудшения своих характеристик значительные нагрузки даже при постоянном динамическом воздействии и после длительного контакта с водой. Претворение экспериментального проекта в жизнь состоялось в рекордные сроки: от одобрения идеи дорожным управлением до начала реализации прошло всего два месяца. Результат тоже не заставил себя ждать: в аналогичных случаях, до применения новой технологии, осадка грунта составляла 20–30 сантиметров ежегодно, что наносило чрезвычайный ущерб дорожному полотну. Пенополистирол, получивший в дальнейшем название Geofoam, оставил эту проблему в прошлом. За последующие 40 лет в Норвегии было реализовано более 500 проектов с применением данной технологии, в том числе такие стратегически важные трассы, как E-18 (Крейгавон (Северная Ирландия) – Санкт-Петербург) и E-6 (Треллеборг (Швеция) – Финнмарк (Норвегия).
Геофом – блоки из пенополистирола повышенной прочности для применения в дорожном строительстве. Фотография предоставлена компанией «КНАУФ Пенопласт»
Длительное наблюдение за объектами, созданными по технологии Geofoam, позволило норвежским специалистам изучить его поведение в долгосрочном режиме и при активных нагрузках. И доказать, что технология Geofоam упрощает технологический процесс самого строительства, делая его дешевле и быстрее, и гарантировано продлевает срок службы ландшафта. Еще одно важное преимущество материала – долговечность – также было проверено. Блоки, успевшие пролежать в насыпи 30-35 лет, при динамическом воздействии и контакте с водой расчетных характеристик не изменили.
Геофом – блоки из пенополистирола повышенной прочности для применения в дорожном строительстве. Фотография предоставлена компанией «КНАУФ Пенопласт»
Сейчас Geofoam успешно и активно применяется во многих странах, в том числе Великобритании, Дании, Финляндии, Японии и США. Например, он был использован при строительстве самого амбициозного проекта в истории американского дорожного строительства – Большого Бостонского тоннеля. Сложность возведения этого объекта состояла в том, что тоннель – восьмиполосная магистраль, проложенная на глубине 8 метров под проливом, – строился всего в полутора метрах над проложенными там тоннелями действующего метрополитена. При малейшей неосторожности Атлантический океан мог затопить метрополитен. Инженерам был нужен материал, способный снизить нагрузку на почву, предотвратить ее осадку и в то же время выдерживать интенсивное движение автотранспорта. Таким решением стал Geofoam. Помимо того, что пенополистирол обладает небольшим весом, он имеет исключительную способность выдерживать нагрузки. К тому же примененная инженерная методология значительно сократила временные и денежные затраты на строительство по сравнению с привычным способом возведения насыпей, который требует бурения для бетонных опорных колонн.
Геофом – блоки из пенополистирола повышенной прочности для применения в дорожном строительстве. Фотография предоставлена компанией «КНАУФ Пенопласт»
Несмотря на доказанные качества материала, возможность использования его в сложных климатических условиях, вплоть до вечной мерзлоты, и экономию до 20% при строительстве, ранее он практически не находил применения в России. Единственный опыт применения пенополистирола в дорожном строительстве – строительство насыпи на подходе к путепроводу через железную дорогу Санкт-Петербург – Москва в направлении к Софийской улице. Устройством этого участка на слабых тиксотропных грунтах занималось ГП «Дорсервис». Технические условия были разработаны совместно с компанией «КНАУФ Пенопласт». Специалисты компании также разработали типовые схемы укладки блоков при решении различных строительных задач, в частности для насыпей высотой до 16 метров и более.
Геофом – блоки из пенополистирола повышенной прочности для применения в дорожном строительстве. Фотография предоставлена компанией «КНАУФ Пенопласт»
В соответствии с технической оценкой ФАУ «Федеральный центр нормирования стандартизации и технической оценки соответствия в строительстве» «блоки дорожные пенополистирольные KNAUF Geofoam производства ООО «КНАУФ Пенопласт» могут применяться для использования в транспортном строительстве при возведении облегченных дорожных насыпей на участках слабых грунтов». В числе рекомендованных Федеральным центром вариантов использования: насыпи автомобильных и железных дорог, подходы к устоям мостовых сооружений, уширение насыпей, насыпи на участках возможного образования оползней, ремонт оползневых участков насыпей, подпорные стенки.
Геофом – блоки из пенополистирола повышенной прочности для применения в дорожном строительстве. Фотография предоставлена компанией «КНАУФ Пенопласт»
Отметим, что еще в феврале 2014 года блоки KNAUF Geofoam® прошли пожарные испытания Академией государственной противопожарной службы МЧС России и признаны безопасными (отнесены к группе горючести «Г3», то есть являются «нормальногорючими»).
Геофом – блоки из пенополистирола повышенной прочности для применения в дорожном строительстве. Фотография предоставлена компанией «КНАУФ Пенопласт»
По мнению коммерческого директора ООО «КНАУФ Пенопласт» Дмитрия Серебрякова полученное техническое свидетельство МИНСТРОЯ России, по сути, дает «зеленый свет» использованию технологии Geofoam на государственном уровне. «Это значимое событие не только для нас, но и для сферы дорожного строительства России в целом, так как позволяет использовать проверенную временем, доказавшую свою эффективность, европейскую технологию. Geofoam можно смело назвать наиболее надежным инструментом для облегчения дорожного строительства. И, наконец, он нашел признание в России. Уверен, что скоро KNAUF Geofoam® станет одним из самых используемых материалов как при строительстве дорожных и железнодорожных магистралей, так и для решения ландшафтных задач внутри городской черты».
Геофом – блоки из пенополистирола повышенной прочности для применения в дорожном строительстве. Фотография предоставлена компанией «КНАУФ Пенопласт»
Геофом – блоки из пенополистирола повышенной прочности для применения в дорожном строительстве. Фотография предоставлена компанией «КНАУФ Пенопласт»
Геофом – блоки из пенополистирола повышенной прочности для применения в дорожном строительстве. Фотография предоставлена компанией «КНАУФ Пенопласт»
Геофом – блоки из пенополистирола повышенной прочности для применения в дорожном строительстве. Фотография предоставлена компанией «КНАУФ Пенопласт»
Геофом – блоки из пенополистирола повышенной прочности для применения в дорожном строительстве. Фотография предоставлена компанией «КНАУФ Пенопласт»
|