Продолжаем публиковать дипломы специалистов-выпускников МАРХИ. На этот раз – градостроительные проекты группы Николая Лызлова.
Реконструкция города Магнитогорск. Дипломный проект Михаила Князева
Николай Лызлов, основатель бюро «Архитектурная мастерская Лызлова», профессор кафедры «Градостроительство» МАРХИ:
«Конечно, я не могу относиться к проектам объективно, все-таки я за следил за их эволюцией от начала до конца. Моей работой является не проект, а студент, а проекты – только доказательство того, что получились архитекторы. Для меня самое ценное – что все ребята очень разные. Я считаю, что это большое достоинство. Если бы они были одинаковые, нам надо было бы задуматься, что мы сделали что-то не так. Было бы ощущение, что мы их не учили, а дрессировали. Мы следили за работами, но в итоге у ребят получились самостоятельные произведения. А это значит, мы смогли научить тому, что и было необходимо – они слышат.
Немного расскажу о самих проектах. Миша Князев с Магнитогорском. Он настоящий исследователь, ужасно увлеченный человек. Изучает позднесоветскую архитектуру. Женя Жарков шел по другому пути, он очень проникся конкретным местом. Он изучил его, полюбил, очень долго занимался им. Все курсовые работы он также связывал с этой территорией – к югу от Москвы, Тульская область. Он очень хорошо к нему относится, хорошо знает, а как человек Женя очень вдумчивый, скрупулёзный. Особенно приятно было смотреть его защиту – на все вопросы экзаменаторов он отвечал очень вдумчиво, верно, тонко.
Восстановление города Венёв. Дипломный проект Евгения Жаркова. Исторический анализ
Реконструкция Ростова Великого (Мария Валюженич) и реконструкция университета в Обнинске (Елизавета Петрова) – два проекта, которые делали подруги, проводящие много времени вместе, но справились они очень по-разному, доказали свою непохожесть. Каждая проявила потрясающий энтузиазм. Алена Климович занялась Выборгом. Его, конечно, легко полюбить, но трудно им заниматься. Однако ей удалось очень тонко прочувствовать материал.
Университетский кампус в Обнинске. Дипломный проект Елизаветы Петровой. Эскиз
Университетский кампус в Обнинске. Дипломный проект Елизаветы Петровой. Эскиз
Университетский кампус в Обнинске. Дипломный проект Елизаветы Петровой. Эскиз
Мне очень понравилось, что все они проявили принципиальную жесткую позицию. Например, перед каждым встал вопрос: восстанавливать или только консервировать? Самый наглядный случай – Ростов Великий. Сам вопрос вызывал у комиссии обширную дискуссию. Мария Валюженич, автор реконструкции Ростова Великого решила, что не надо восстанавливать собор, потому что это будет симулякр, надо сохранить старину. И конечно же все отвечали: «Как же так, зачем тогда Храм Христа Спасителя восстанавливали?». И несмотря на такие сложные вопросы, Маше удалось высказать реальную сильную позицию. Так и у остальных – у них есть позиция, и они умеют ее отстаивать.
Реконструкция Ростова Великого. Дипломный проект Марии Валюжевич. Памятники (фотографии С.М. Прокудина-Горского)
Реконструкция Ростова Великого. Дипломный проект Марии Валюжевич. Существующее положение
А задачи они ставили себе сами. Кто-то искал метод, кто-то делал проект, кто-то объяснял позицию. В итоге получилось, что свой собственный метод открыл каждый. Градостроительство в целом – это и есть поиск способа развития города. Речь в каждом случае шла о том, чтобы сделать город самостоятельной системой, поставить его на путь дальнейшего автономного процветания, По всем этим созданным системам город может идти дальше и хорошо себя чувствовать. И эту систему поддержки города, этот метод и способ каждый придумывает сам.
Безусловно, я очень рад, что ребята хорошо представили проекты перед комиссией и блистательно защитились».*** Реконструкция города МагнитогорскМихаил КнязевРеконструкция города Магнитогорск. Дипломный проект Михаила Князева. Макет
В 1930-е годы была допущена серьезная градостроительная ошибка – неправильно была выбрана территория под строительство Магнитогорска с точки зрения экологической безопасности. Левобережный город строился в непосредственной близости от Магнитогорского металлургического комбината, что абсолютно недопустимо. В годы большой социалистической стройки интересы предприятия ставились на первое место, тогда как созданию комфортной среды для существования человека внимания практически не уделялось. На сегодняшний день застройка Левого берега представляет из себя хаотичную структуру из строившихся наспех рабочих поселков. В центре находится легендарный квартал № 1 – единственная реализованная часть проекта немецкого архитектора Эрнста Мая, приглашенного в 1930 году в СССР. От предложений Мая вскоре отказались, а по завершении строительства этой, первой и последней очереди его проекта, на Левом берегу были построены несколько кварталов, спроектированных ленинградскими архитекторами. В разные годы в Магнитогорске поднимался вопрос о переселении 80 тысяч живущих в неблагоприятных условиях горожан на Правый берег, но проблема так и не решена до сих пор. Одной из целей проекта было исправить ошибку, допущенную на самом старте строительства города. На освобожденном от застройки месте автор предлагает устроить крупный экспо-комплекс при Магнитогорском металлургическом комбинате, что целесообразно в связи с интенсивным потоком прибывающих для посещения предприятия делегаций. Вся сохраняемая историческая застройка реконструируется и получает культурно-общественную функцию – теперь эти здания обслуживают экспо-парк. Реконструкция города Магнитогорск. Дипломный проект Михаила Князева. Генеральный план
На Правом берегу автор проектирует новые крупные жилые районы, куда переселяются люди с Левого берега. Здесь автор хотел бы отметить богатую архитектурную историю Магнитогорска. В 1930-е годы многие известные зодчие разрабатывали концепции социалистического расселения при Магнитогорском металлургическом комбинате. Автором была детально изучена история масштабных архитектурных конкурсов, проводившихся в те годы. Весь собранный материал автор оформил в виде таблицы, куда занес самые заметные концепции, наиболее яркие образы которых легли в основу проекта новых районов правобережного Магнитогорска. Концепция линейного «города-сада» Ивана Леонидова является, пожалуй, самой известной фантазией на тему социалистического расселения при Магнитогорском металлургическом комбинате. Автор старался максимально точно передать идеи великого архитектора, используя его проект в качестве основы для нового города, развитие которого будет происходить параллельно правобережному Магнитогорску. Леонидов разработал жилую ячейку, где большой процент от общей площади занимало общественное пространство, а небольшие по метражу квартиры сгруппированы по углам. Такая жилая ячейка могла служить отдельным жилым домом или легко становилась секцией башни. В проекте автор хотел уделить особое внимание идее адаптации жилой ячейки по Леонидову к современным представлениям о комфортном жилье. Результатом стали два новых типа планировок в рамках существующего исторического контура. Первый тип состоит из квартир-студий и является доработанной и улучшенной версией исходного решения. Во втором типе две студии объединены в одну комфортную квартиру. В обоих случаях сохранена идея двухсветной общественной зоны. Новые типы жилых ячеек легко адаптируются под функции гостиницы, общежития или офисного здания. Реконструкция города Магнитогорск. Дипломный проект Михаила Князева. Аксонометрия
Реконструкция города Магнитогорск. Дипломный проект Михаила Князева. Аксонометрия
Реконструкция города Магнитогорск. Дипломный проект Михаила Князева. План
Реконструкция города Магнитогорск. Дипломный проект Михаила Князева. Проведенные конкурсы, анализ
Реконструкция города Магнитогорск. Дипломный проект Михаила Князева. План
Реконструкция города Магнитогорск. Дипломный проект Михаила Князева. Варианты планировок
Реконструкция города Магнитогорск. Дипломный проект Михаила Князева. Разрез
*** Восстановление города Венёв Евгений Жарков Восстановление города Венёв. Дипломный проект Евгения Жаркова
Венёв – один из древнейших городов Тульской области. Название связывают с расположением на р. Венёва (ныне Венёвка). Город Венев является административным центром Веневского района. Венев занимает выгодное географическое положение в центре России – в северо-восточной части Тульской области, на Среднерусской возвышенности. Рельеф по характеру поверхности представляет собой пологоволнистую равнину, пересечённую долинами рек, балками и оврагами. Гидрография в меридиальном направлении, по восточной окраине города протекает р. Веневка, принадлежащая к речной сети бассейна реки Оки. Являясь насыщенным историческими памятниками истории и архитектуры городом, Венёв привлекает туристов как из Тульской области, так и из других регионов. «Визитной карточкой» древнего Венева являются действующая церковь Иоанна Предтечи, Воскресенский собор, Богоявленская церковь. Состояние объектов культурного и исторического наследия обусловливает привлекательность города для посещения. Целью данной дипломной работы является восстановление исторического потенциала города и создание комфортной и благоприятной среды для жизнедеятельности человека. Градостроительная концепция генерального плана – это идея создания полноценных благоустроенных зон с развитой инфраструктурой, системой обслуживания, сбалансированным развитием всех планировочных зон. Архитектурно-планировочное решение направлено на улучшение функционального зонирования территории. Восстановление города Венёв. Дипломный проект Евгения Жаркова. Генеральный план
Восстановление города Венёв. Дипломный проект Евгения Жаркова. Опорный план
Восстановление города Венёв. Дипломный проект Евгения Жаркова. Существующая функциональная схема
В структуре планировочной организации городской территории необходимо особенно учитывать и сохранять территории памятников истории и архитектуры как одну из форм градоформирующих объектов. Необходима реконструкция и развитие городского центра и центров планировочных районов, создание парковых и прочих озелененных территорий. В проекте предусмотрено сбалансированное планировочное развитие функциональных зон муниципального образования – жилых, общественно-деловых, производственных, рекреационных, сельскохозяйственных и других. В дипломном проекте предусмотрена реконструкция и модернизация всех функциональных зон муниципального образования в широком смысле – снос малоценного малоэтажного ветхого фонда, комплексное благоустройство существующих жилых населенных пунктов, переселение населенных пунктов с небольшим числом жителей и укрупнение существующих, выделение общественных центров; комплексное освоение площадок для нового жилищного строительства; реорганизация производственных территорий с целью их эффективного использования и снижения вредного воздействия на окружающую среду; благоустройство и озеленение существующих населенных пунктов. В результате градостроительного зонирования на карте-схеме определены жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения. Функциональное зонирование территории муниципального образования город Венев предусматривает: - Преемственность в функциональном назначении территориальных зон по отношению к сложившемуся использованию территории и ранее разработанным градостроительным проектам.
- Проведение ряда изменений в зонировании территории.
Восстановление города Венёв. Дипломный проект Евгения Жаркова. Существующая схема озеленения
Восстановление города Венёв. Дипломный проект Евгения Жаркова. Существующая транспортная схема
Восстановление города Венёв. Дипломный проект Евгения Жаркова. Проектная функциональная схема
Восстановление города Венёв. Дипломный проект Евгения Жаркова. Проектная схема озеленения
Восстановление города Венёв. Дипломный проект Евгения Жаркова. Проектная транспортная схема
Восстановление города Венёв. Дипломный проект Евгения Жаркова
*** Реконструкция Ростова ВеликогоМария ВалюженичРеконструкция Ростова Великого. Дипломный проект Марии Валюжевич. Проектное предложение
Город Ростов расположен в Ярославской области на берегу озера Неро. В силу его размера (озеро в три раза больше территории самого города) и формы (близкой к треугольнику в плане), город разрастается по самому протяжённому берегу, образуя полукольцевую структуру. Город расположен на равнинной местности, однако его центр, Ростовский Кремль, стоит на искусственной насыпи, что обеспечивает обзор. Древнейший город, сохранившийся фактически в полной неприкосновенности с середины XVIII века, в начале ХХ века оказался под прицелом идеологической борьбы. Были снесены церкви, на месте монастырей возникли промышленные предприятия. Сейчас город находится в состоянии стагнации. Для того, чтобы справиться с этим, городу необходима реконструкция консервативного типа, которая позволит восстановить исторический̆ облик и сделает комфортной среду, которая на данном этапе не удовлетворяет потребности ни местных жителей, ни туристов. При этом очевидно, что одной реконструкции будет недостаточно – необходимо дать городу стимул к развитию. Реконструкция Ростова Великого. Дипломный проект Марии Валюжевич. Ростовское княжество
Реконструкция Ростова Великого. Дипломный проект Марии Валюжевич. Ростовское княжество
Реконструкция Ростова Великого. Дипломный проект Марии Валюжевич. Перестройка города по регулярному плану
Реконструкция Ростова Великого. Дипломный проект Марии Валюжевич. Формирование планировочной структуры
Реконструкция Ростова Великого. Дипломный проект Марии Валюжевич. Генеральный план Ростова
Реконструкция Ростова Великого. Дипломный проект Марии Валюжевич. Панорама набережной
Реконструкция Ростова Великого. Дипломный проект Марии Валюжевич. Городское поселение
Реконструкция Ростова Великого. Дипломный проект Марии Валюжевич. Видовые точки
Сейчас реставрационные работы ведутся на нескольких памятниках, имеющих особый охранный статус, тогда как охрана менее значимых памятников идёт не слишком активно. Не развивается туристическая инфраструктура. Большая часть объектов (промышленных и муниципальных) сейчас не действуют. Кроме того, из-за создания промышленных предприятий и иного нового строительства была частично утрачена регулярная историческая планировка (план 1778 года). В связи с этим автор проекта считает, что в случае Ростова самым правильным решением для развития города является его консервация. Сносить и уничтожать необходимо только ту застройку и те объекты, которые не смогут «прижиться» в столь древнем городе ни при каких обстоятельствах – например, заводы, крупные объекты инфраструктуры или спецобъекты с особыми условиями эксплуатации. При этом существующую современную застройку не нужно ни сносить, ни пытаться встроить в историческую планировку – это состоявшиеся объекты. Поэтому правильнее всего дать этой современной застройке «дожить» до конца своего срока эксплуатации, после чего, без попыток восстановления или капитального ремонта, снести, отдав освободившуюся территорию под новую застройку, максимально приближенную к исторической. Таким образом, можно сформулировать последовательность действий, позволяющую реорганизовать Ростов без нанесения городу ещё большего ущерба. Для этого нужно выбрать такую стратегию развития, которая позволит дать городу стимул к развитию и преодолению стагнации. Ростов является центром Золотого Кольца и обладает большим транспортным потенциалом по отношению к другим городам этого маршрута. Поэтому, если создать ориентированную на туристические потоки транспортно-логистическую инфраструктуру, можно по-другому решить этот маршрут и предоставить городу возможность развития как транспортного узла. Новое транспортное решение снимет часть нагрузки с московских направлений и изменит кольцевое движение на радиальное. Таким образом, Ростов станет туристическим центром региона. Город имеет свой железнодорожный и автовокзал, но для создания транспортно-пересадочного узла необходимо создание инфраструктурного комплекса, обеспечивающего потребности туристов. Следовательно, возможности этого комплекса должны превышать потребности города и частично обслуживать поток туристов из других городов. Особенно важен вывод промышленности за черту исторического поселения: у Ростова есть административный резерв за железной дорогой, на территории которого можно создать город-спутник, подходящий для развития промышленности и создания нового полноценного района Ростова. Город важно не пытаться реконструировать, заполняя пустоты псевдоисторической застройкой, а заполнять принципиально новой архитектурой согласно регламенту. При проектировании ТПУ необходимо не навредить историческому центру города. На месте пустот, которые сейчас заняты складами и точечной застройкой, можно расположить туристический комплекс. Другой проблемой Ростова можно считать концентрацию на памятниках истории, тогда как в городе не хватает культурно-развлекательных объектов. Поэтому необходимо найти места для размещения таких функций. Таким образом, все эти меры позволят превратить Ростов из окраинного города в полноценный туристический центр, не только не навредив городу, но и постепенно восстанавливая его исторический облик. Реконструкция Ростова Великого. Дипломный проект Марии Валюжевич. Ростов в транспортной сети туристического маршрута «Золотое Кольцо»
Реконструкция Ростова Великого. Дипломный проект Марии Валюжевич. Схема транспортного каркаса
Реконструкция Ростова Великого. Дипломный проект Марии Валюжевич. Схема удаленности города
Реконструкция Ростова Великого. Дипломный проект Марии Валюжевич. Достопримечательности и туристические маршруты в окрестностях Ростова
Реконструкция Ростова Великого. Дипломный проект Марии Валюжевич. Опорный план
Реконструкция Ростова Великого. Дипломный проект Марии Валюжевич. Схема функционального зонирования
Реконструкция Ростова Великого. Дипломный проект Марии Валюжевич. Транспортная схема
Реконструкция Ростова Великого. Дипломный проект Марии Валюжевич. Схема остановок общественного транспорта
Реконструкция Ростова Великого. Дипломный проект Марии Валюжевич. Схема озеленения
Реконструкция Ростова Великого. Дипломный проект Марии Валюжевич. Схема границ охраны культурного наследия
Реконструкция Ростова Великого. Дипломный проект Марии Валюжевич. План центра города
Реконструкция Ростова Великого. Дипломный проект Марии Валюжевич. Фрагмент плана центра города
Реконструкция Ростова Великого. Дипломный проект Марии Валюжевич. Схема озеленения
Реконструкция Ростова Великого. Дипломный проект Марии Валюжевич. Схема зон реконструкции
Реконструкция Ростова Великого. Дипломный проект Марии Валюжевич. Транспортная схема
Реконструкция Ростова Великого. Дипломный проект Марии Валюжевич. Сравнение морфотипов застройки
Реконструкция Ростова Великого. Дипломный проект Марии Валюжевич. Развертка по набережной
Реконструкция Ростова Великого. Дипломный проект Марии Валюжевич. Сравнение высот
*** Университетский кампус в ОбнинскеЕлизавета ПетроваУниверситетский кампус в Обнинске. Дипломный проект Елизаветы Петровой. Генеральный план
Университетский кампус – кластерный комплекс, который включает в себя учебные, научно-лабораторные, опытно-производственные, общественно-рекреационные и жилые объекты и пространства на единой обособленной территории, принадлежащей одной организации, с преимущественно пешеходной доступностью всех объектов комплекса. Исследования принципов проектирования и развития университетских кампусов приобретает все большую актуальность. В связи с этим разработана федеральная программа развития кампусов в структуре образовательных кластеров, рассчитанная на период до 2020 года. Сеть федеральных университетов, которая на сегодняшний день создается в России, призвана объединить центры регионального инновационного развития. Однако в существующих нормативных документах рассматриваются вопросы, относящиеся к функциональным требованиям и планировочным решениям отдельных объектов, а классификация рассматриваемых сооружений ограничена. Неполно изложены нормы проектирования для людей с ограниченными возможностями, вопросы кооперирования образовательных функций с дополнительными объектами обслуживания и др. Университетский кампус в Обнинске. Дипломный проект Елизаветы Петровой. Схема группирования функциональных схем и удаленность от центра
В градостроительном аспекте возникает задача выбора оптимального местоположения университетского кампуса и его рациональной связи с тканью города и транспортным каркасом. Необходимо проанализировать сеть университетских кампусов и учитывать эти данные при выборе территории проектирования, опираясь на принципы кооперирования, укрупнения, группировки, интеграции и т.д. Одной из немаловажных черт, отличающий университеты мирового уровня, является особая комплексная пространственная организация территории, пространственная среда и уникальный архитектурно-пространственный облик. Университетский кампус должны включать все эти составляющие. Университетский кампус в Обнинске. Дипломный проект Елизаветы Петровой. Фрагмент плана
Выбранный участок застройки располагается в зоне основной концентрации НИИ, рядом с рекреационной приречной зоной Обнинска, возможное развитие за реку Протву, за ФЭИ. Существует и площадка ИАТЭ, где будут преимущественно располагаться лаборатории и площадки «старт-апов». До проектируемого нового административно-общественного центра города от кампуса – 1,5 км. Это обеспечивает удобную пешеходную связь с основными культурно-социальными осями города. Отдельные здания и функции кампуса становятся доступными городу, город также работает на кампус. Кампус распространяет свое влияние на часть Обнинска, создавая там уникальную среду университетского города. Проектируемый кампус располагается за линией общественной застройка главной оси города – пр. Ленина. Многоядровая структура позволяет более гибко и полно использовать пространства и помещения кампуса, что создает насыщенную, структурированную информационно-коммуникативную среду. Университетский кампус в Обнинске. Дипломный проект Елизаветы Петровой. Транспортные и функциональные схемы
Университетский кампус в Обнинске. Дипломный проект Елизаветы Петровой. Этапы исторического развития
Университетский кампус в Обнинске. Дипломный проект Елизаветы Петровой. Этапы исторического развития
Университетский кампус в Обнинске. Дипломный проект Елизаветы Петровой. Генеральный план Обнинска
Университетский кампус в Обнинске. Дипломный проект Елизаветы Петровой. Проектное предложение развития обнинской городской агломерации
Университетский кампус в Обнинске. Дипломный проект Елизаветы Петровой. Проектное предложение
Университетский кампус в Обнинске. Дипломный проект Елизаветы Петровой. Схема зонирования
Университетский кампус в Обнинске. Дипломный проект Елизаветы Петровой. Схема морфотипов города
Университетский кампус в Обнинске. Дипломный проект Елизаветы Петровой. Схема перспективного развития города
Университетский кампус в Обнинске. Дипломный проект Елизаветы Петровой. Современное положение города Обнинска
Университетский кампус в Обнинске. Дипломный проект Елизаветы Петровой. Генеральный план
Университетский кампус в Обнинске. Дипломный проект Елизаветы Петровой. Опорный план и проектное предложение
Университетский кампус в Обнинске. Дипломный проект Елизаветы Петровой. Опорный план и проектное предложение
Университетский кампус в Обнинске. Дипломный проект Елизаветы Петровой. Опорный план и проектное предложение
Университетский кампус в Обнинске. Дипломный проект Елизаветы Петровой. Функциональные и транспортные схемы
Университетский кампус в Обнинске. Дипломный проект Елизаветы Петровой. Фрагмент плана
Университетский кампус в Обнинске. Дипломный проект Елизаветы Петровой. Схема общественных пространств
Университетский кампус в Обнинске. Дипломный проект Елизаветы Петровой. Развертка
Университетский кампус в Обнинске. Дипломный проект Елизаветы Петровой. Эскиз
*** Реконструкция города ВыборгАлена КлимовичРеконструкция города Выборг. Дипломный проект Алены Климович. Генеральный план
Выборг – город в России, административный центр Выборгского муниципального района Ленинградской области. Находится в 68 км к северо-западу от административной границы с Санкт-Петербургом и в 122 км от исторического центра Санкт-Петербурга. Выборг расположен на берегу Выборгского залива, находящегося в северо-восточной части Финского залива. Проект представляет комплексную разработку реконструкции портовой зоны города Выборга. Порт отделяет город от Балтийского моря, тем самым препятствуя полноценному использованию рекреационного потенциала территории. Целью проекта является обеспечение долговременного устойчивого развития центральной части города, с формированием благоприятной среды обитания, сохранением уникальной исторической среды, созданием современного активно развивающегося города. Основной идеей проекта стала реконструкция зоны порта, в том числе – создание жилого района, развитие парковой системы, создание пешеходных маршрутов, развитие культурно-просветительных функций города, использование историко-культурного потенциала. Реконструкция города Выборг. Дипломный проект Алены Климович. Фрагмент генерального плана
Проектом предусматривается строительство нового жилого района с выходом на набережную. Новый район представляет собой сохраненную систему городской планировки. Этажность новой застройки не превышает пяти этажей, тем самым новый квартал не спорит с существующим городским пейзажем. Реконструкция города Выборг. Дипломный проект Алены Климович. Аксонометрия застройки
Для того, чтобы сделать набережную более доступной для горожан и гостей города, к ней были выведены некоторые улицы старого города. Для создания городских прогулочных маршрутов были устроены пешеходные мосты, соединяющие историческую часть города с соседним островом. В проекте так же предлагается восстановить часть укреплений расположенных в парке Калинина. Одной из задач проекта было создание сети линейных бульваров, соединяющих весь город с набережной, а так же развитие исторически сложившихся парковых и бульварных зон. Проектом предлагается увеличить количество транспортных связей с южной и северной частью города, планируется строительство нового автомобильного моста в центральной части города. Реконструкция города Выборг. Дипломный проект Алены Климович. Опорный план
Реконструкция города Выборг. Дипломный проект Алены Климович. Проектное предложение
Реконструкция города Выборг. Дипломный проект Алены Климович. Транспортная схема
Реконструкция города Выборг. Дипломный проект Алены Климович. Функциональное зонирование
Реконструкция города Выборг. Дипломный проект Алены Климович. Схема озеленения
Реконструкция города Выборг. Дипломный проект Алены Климович. Транспортная схема
Реконструкция города Выборг. Дипломный проект Алены Климович. Существующее и проектное предложения
Реконструкция города Выборг. Дипломный проект Алены Климович
Реконструкция города Выборг. Дипломный проект Алены Климович. Разрез и фасады
Реконструкция города Выборг. Дипломный проект Алены Климович. Этапы исторического развития
***
|