Инженерный корпус Московского метрополитена на проспекте Мира в фотографиях Дениса Есакова с комментарием Марии Серовой, архитектора и сооснователя проекта «Совмод».
Инженерный корпус Московского метрополитенаФотография © Денис Есаков, 2016
Инженерный корпус Московского метрополитена Архитекторы: А. И. Таранов, В. М. Гинзбург Москва, проспект Мира, д. 41 с. 2 Завершён в 1982, полностью введён в строй в 1986.
Мария Серова, архитектор, сооснователь проекта «Совмод»:
«Радиальная северо-восточная магистраль Москвы – проспект Мира – претерпела за прошедшее столетие множество изменений. Взглянуть на нее сегодня и тогда – совсем не одно и то же. Перестроенная и расширенная, проспектом Мира стала называться 1-я Мещанская улица, следующая от Сухаревской площади в сторону Рижского вокзала. Улица обретала новое лицо, застраиваясь сталинскими домами, а в 1957 году по ней прошли участники Международного фестиваля молодежи и студентов, борцов за мир во всем мире.
Одноименная станция метро Калужско-Рижской ветки (называвшаяся, кстати, до 1966 года «Ботанический сад») была открыта позже, в 1959-ом. Вестибюль станции вырос прямо посреди усадьбы, некогда принадлежавшей фарфоровым фабрикантам Кузнецовым. Первый вестибюль, однако, был снесен, а на его месте в 1982 году появился внушительных размеров комплекс для инженерных служб метрополитена, сохранивший в первом этаже выход из метро.
Инженерный корпус – как пришелец из другой реальности: он стоит особняком среди остальной застройки проспекта. Здание одновременно статично и текуче: его масштабный объем виден еще издали, бруталистский образ прочно отпечатывается в памяти с первого взгляда. С другой стороны, своей формой и плавными сглаженными углами инженерный корпус огибает сохранившийся флигель усадьбы, создавая пешеходный проход и небольшую площадь в пространстве между зданиями. Ритмические ряды окон с бетонными «наличниками» усиливают ощущение динамики, здание как будто перетекает с переднего плана на задний. С этими наличниками, кстати, связана история, которая чуть не поставила под угрозу завершение постройки: на заливку нестандартных элементов из бетона на заводе была выделена только одна форма, и производство никак не укладывалось в сроки строительства. Пришлось с большим трудом «выбивать» на заводе вторую форму, чтобы строительство не остановилось. Здание в итоге завершили, оно и сегодня выполняет свои функции.
Архитектурные решения, изначально вызванные соображениями экономии – отделка металлическим профлистом, использование повторяющихся элементов – сегодня кажутся остроумными, интересными находками, придающими зданию особый технологичный облик. Облик, который уже прочно вжился в канву бурно шумящего ночью и днем проспекта Мира. Облик, который своей спокойной силой в сочетании с ритмом орнаментов окон надолго отпечатывается в сознании проходящих и проезжающих мимо.»
Инженерный корпус Московского метрополитенаФотография © Денис Есаков, 2016
Инженерный корпус Московского метрополитенаФотография © Денис Есаков, 2016
Инженерный корпус Московского метрополитенаФотография © Денис Есаков, 2016
Инженерный корпус Московского метрополитенаФотография © Денис Есаков, 2016
Инженерный корпус Московского метрополитенаФотография © Денис Есаков, 2016
Инженерный корпус Московского метрополитенаФотография © Денис Есаков, 2016
Инженерный корпус Московского метрополитенаФотография © Денис Есаков, 2016
Инженерный корпус Московского метрополитенаФотография © Денис Есаков, 2016
Инженерный корпус Московского метрополитенаФотография © Денис Есаков, 2016
Инженерный корпус Московского метрополитенаФотография © Денис Есаков, 2016
Инженерный корпус Московского метрополитенаФотография © Денис Есаков, 2016
Инженерный корпус Московского метрополитенаФотография © Денис Есаков, 2016
Инженерный корпус Московского метрополитенаФотография © Денис Есаков, 2016
Инженерный корпус Московского метрополитенаФотография © Денис Есаков, 2016
|