Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

19.07.2016

В США ломают асфальт и превращают дороги в грунтовые. Так дешевле


Согласно свежему отчету Национальной программы сотрудничества в области автотранспортных исследований США, в 27 штатах из 50 сейчас имеются грунтовые дороги, и многие из них были превращены из асфальтовых в грунтовые – освобождены от асфальта – в течение последних пяти лет, – пишет Аариан Маршалл в Wired.

Пионером данной тенденции стала столица штата Вермонт Монпелье, город с населением немногим менее 8000 человек, рейтинг дорог в котором едва набирает единицу из возможных ста баллов. В 2009 году супружеская пара, вознамерившись продать свой дом на улице Блисс и опасаясь, что дырявая дорога отпугнет покупателей, пожаловалась в муниципалитет. Где за недостатком ресурсов решили превращать дороги из асфальтовых в грунтовые. Испорченный асфальт вскрывают, измельчают и разравнивают по краям дороги. Полотно покрывают гравием и «геотекстилем» – прочной структурой, обеспечивающей хороший дренаж и предотвращающей эрозию почвы.

Решение убрать асфальт обосновано экономически: цены на асфальт, бетон и цемент растут быстрее, чем бюджетные расходы на инфраструктуру. Вермонту – а это самый бедный штат в США, четверть его производства составляет кленовый сироп, – замена асфальтовых дорог грунтовыми позволила сэкономить $ 120 000. Грунтовые дороги имеют и плюсы, и минусы: одна глубокая яма на асфальтовой дороге может причинить машине значительные повреждения; но пыль, грязь и тряска грунтовых дорог заставит население пересесть на внедорожники, – считают авторемонтники штата. Грунтовки экологичнее асфальтовых дорог: ночью отдают накопленное в течение дня тепло почве; они не скапливают поверхностные стоки, и не приводят к эрозии почвы. Они не требуют цемента, производство которого выбрасывает в атмосферу углекислый газ – до 5% всей углекислоты на Земле. Кроме того переход с асфальта на грунтовки происходит в США не то чтобы совсем стихийно: целые институты занимаются поиском лучших способов их укладки. Также существуют бригады рабочих, умеющих бороться с проблемами пыли – к примеру, используя впитывающий воду хлорид кальция, растительные и животные жиры. В то же время не исключено, что с ростом бюджета на транспортную инфраструктуру дорогам вернут их асфальтовое покрытие.

В России же по данным на 2002 год приблизительно 10% дорог «общего пользования» были грунтовыми, а в 2010 президент РФ обещал и новые дороги строить частично грунтовыми. К примеру, грейдерные дороги соединяют Весьегонск и Устюжну, Тихвин и Лодейное поле. Да мало ли их еще. Зато местами у нас сохраняются дороги столетней давности с покрытием булыжником.