Процедура защиты дипломов в Репинском институте напоминает градсовет; к тому же в работе участвуют многие его действующие лица, включая главного архитектора города.
Защита диплома в Академии художеств. Фото предоставлено Аленой Амелькович
Академические защиты – захватывающий спектакль с многолетними традициями. Чего стоит один только конференц-зал императорской Академии. Добавьте представительный состав ГАКа во главе с ректором МАРХИ Дмитрием Швидковским – зрелище получается весьма внушительное.
Работа комиссии. Фото: Юрий Никитин
Доклад студента, характеристика руководителя мастерской, подробная рецензия, обсуждения и дискуссии – защита каждого дипломника длится не менее получаса, на кафедру уходит четыре напряжённых рабочих дня. Красивое, торжественное действо несёт ощущение праздника архитектуры. В первую очередь, конечно, благодаря содержанию, то есть отчётным работам молодых специалистов.
Темы дипломов в Академии выбирает кафедра, на этот раз было предложено пять сюжетов:- Многофункциональный комплекс в Московском районе на бывшей территории Бадаевских складов;
- Дворец танца Б.Я. Эйфмана с общественным парком;
- Многофункциональный комплекс на территории бывшего оружейного завода в Сестрорецке;
- Реновация портовой зоны Выборга;
- Ландшафтный парк в Приморском районе.
Очевидно стремление преподавателей охватить весь спектр архитектурно-градостроительных задач, над которыми выпускникам придётся работать в самостоятельной жизни. Некоторые студенты выбирали собственную тему, но со сходными задачами.*** За Новодевичьим
Тема МФК за Новодевичьим монастырём, между улицами Киевской и Черниговской, дала целый ряд по-взрослому убедительных решений. Хочется отметить стремление молодых архитекторов включить новый фрагмент среды в существующую городскую ткань, для чего они используют разные средства: визуальные связи, создание осей, прокладку новых улиц, раскрытие вовне общественных пространств...
Почти все дипломники, избравшие это задание, логично разместили главный акцент – торгово-офисный центр – в остром углу участка, непосредственно примыкающем к строящейся станции метро «Боровая». Однако пространственное решение прилегающей территории отличалось большим разнообразием. Так, Терентий Журавлев создал центрическую композицию, ядром которой стала школа посреди сквера, в окружении жилых кварталов. Автор подхватил перспективу Заозёрной улицы, замкнув ее зданием культурного центра, включающего детский концертный зал и школу искусств (анализ окружающей городской среды показал ему недостаток подобных объектов). Таким образом, тема взаимодействия с городом получила градостроительное, объемное и смысловое выражение. Привлекательно объёмное решение торгово-офисных доминант, похожих на бережно раскрытые ладони.
Дипломная работа Терентия Журавлева. Многофункциональный комплекс в Московском районе на бывшей территории Бадаевских складов. Санкт-Петербург, 2016
Астемир Савкуев распространил общественную зону за пределы участка, создав единую площадь по обе стороны Черниговской улицы. Этот автор совместил в своей работе квартальную и точечную застройку, по-разному комбинируя регулярность и живописность.
Дипломная работа Астемира Савкуева. Многофункциональный комплекс в Московском районе на бывшей территории Бадаевских складов. Санкт-Петербург, 2016
Анатолий Котов придал композиции поступательное движение от архитектурно и социально активной общественно-деловой зоны с небольшой «пьяцеттой» к свободно разбросанным «вертикальным виллам», выходящим к зелёному некрополю и монастырю.
Дипломная работа Анатолия Котова. Многофункциональный комплекс в Московском районе на бывшей территории Бадаевских складов. Санкт-Петербург, 2016
Оригинальное решение, отдалённо напомнившее нью-йоркский High Line, предложила Вера Степанская, придав прогулочной зоне контуры существовавших здесь рельсовых путей. Таким образом автор сохранила память места и придала столь востребованную сегодня аутентичность новой застройке.
Дипломная работа Веры Степанской. Многофункциональный комплекс в Московском районе на бывшей территории Бадаевских складов. Санкт-Петербург, 2016
Все без исключения дипломники включили в ансамбль просторные общественные зоны и обильное озеленение. В стилевом отношении большинство предпочло элегантную современную архитектуру, хотя имели место и «сталинские», и советские мотивы, что представляется вполне уместным для Московского района.
Дипломная работа Павла Советникова. Многофункциональный комплекс в Московском районе на бывшей территории Бадаевских складов. Санкт-Петербург, 2016
Дипломная работа Екатерины Ивановой. Многофункциональный комплекс в Московском районе на бывшей территории Бадаевских складов. Санкт-Петербург, 2016
*** Театр Эйфмана
Дипломная работа Алексея Лаврухина. Дворец танца Б.Я. Эйфмана с общественным парком. Санкт-Петербург, 2016
Дворец танца Б.Я. Эйфмана с парком – сюжет, отражающий позицию большинства архитекторов и горожан в целом, которые хотят видеть на бывшем Ватном острове зелёную общественную зону вместо Судебного квартала. Студентам надлежало органично «посадить» театр в ответственнейшей панораме Невских набережных, и эту задачу все решали по-разному, однако большинство предпочло не рисковать сложившимися видами и отодвинуть театр вглубь участка, закрыв его с Невы зелёной кулисой парка.
Стилевой диапазон предложенных решений был весьма широк и колебался от классического периптера до ремейков советского модернизма и контрастных среде бионических объёмов.
Дипломная работа Юлии Леопольд. Дворец танца Б.Я. Эйфмана с общественным парком. Санкт-Петербург, 2016
Дипломная работа Юлии Леопольд. Дворец танца Б.Я. Эйфмана с общественным парком. Санкт-Петербург, 2016
Дипломная работа Ивана Мыльникова. Дворец танца Б.Я. Эйфмана с общественным парком. Санкт-Петербург, 2016
К слову: отдавая должное молодому дерзновению, я в очередной раз удивлялась аргументам противников историзирующей архитектуры, которая якобы «спорит» с подлинной исторической застройкой. Я согласна с выступлениями члена ГАКа Михаила Мамошина, что в историческом центре Петербурга «фигуративная» архитектура более уместна, чем бионические и остро модернистские решения.
Конечно, и «фигуративная» – традиционная, ордерная архитектура таит опасности. В этом смысле мега-колоссальный ордер, предложенный Василием Потаповым, представляется обманчиво изящным: в натуральную величину столь вытянутая и предельно упрощённая колоннада, возможно, смотрелась бы грубовато. Что, впрочем, простительно для дипломного проекта и не умаляет достоинств оригинальной идеи.
Дипломная работа Василия Потапова. Дворец танца Б.Я. Эйфмана с общественным парком. Санкт-Петербург, 2016
Дипломная работа Василия Потапова. Дворец танца Б.Я. Эйфмана с общественным парком. Санкт-Петербург, 2016
Наглядный петербургский пример разновременного стилевого единства – новый корпус Публичной библиотеки архитектора Евграфа Воротилова 1901 г. в неоклассицизме. Отличаясь по цвету, материалам и фасадным решениям, он органично дополнил постройки Росси и всю площадь Островского. Сюда же в принципе можно отнести и современное здание Евгения Герасимова, хотя оно, на мой взгляд, имеет «лишний» этаж.
Впрочем, универсальных стилевых рецептов нет, и в итоге всё решает талант архитектора-градостроителя. В данном случае принцип «не навреди», подсказавший зелёную «паузу» в застройке набережной вместо рискованного эксперимента и воспринятый большинством выпускников, представляется оправданным.*** Сестрорецк
Тема реконструкции комплекса Оружейного завода в Сестрорецке обусловлена, в первую очередь, уникальным местоположением исторического объекта, находящегося в самом центре этого петербургского пригорода. Помимо собственно спасения деградирующих построек требовалось наполнить их жизнью, включить в общегородское пространство и сделать активной точкой притяжения. Подобно эскизам театра Эйфмана, работы по Сестрорецку демонстрировали широкий стилевой диапазон с преобладанием современных решений – от мягко-нейтральных до выражено контрастных в отношении сохранившихся исторических корпусов.
Одной из наиболее тактичных работ стал диплом Полины Дончевской, которая предложила разместить на территории завода музейный и научно-исследовательский центр. Самое заметное её вторжение в существующий комплекс – это невысокое, «распластанное» по двору здание с зелёной крышей, соединённое со старыми корпусами стеклянными переходами. Такое решение – довольно редкий пример органичного взаимодействия современной и исторической архитектуры.
Дипломная работа Полины Дончевской. Многофункциональный комплекс на территории бывшего оружейного завода в Сестрорецке. 2016
Дипломная работа Полины Дончевской. Многофункциональный комплекс на территории бывшего оружейного завода в Сестрорецке. 2016
Подобным принципом осторожного взаимодействия истории и современности руководствовался Даниил Яковлев, расположив на свободной территории постройки, которые обобщённо повторяют силуэты старых корпусов.
Дипломная работа Даниила Яковлева. Многофункциональный комплекс на территории бывшего оружейного завода в Сестрорецке. 2016
Дипломная работа Даниила Яковлева. Многофункциональный комплекс на территории бывшего оружейного завода в Сестрорецке. 2016
В отличие от большинства однокурсников, Алексей Шувалов прибег к исторической стилизации. Придав новым корпусам черты кирпичного стиля, классицизма и сталинского ампира, он отделил их от памятников белым цветом и создал живописный островок цельной среды, привлекательной для туристов.
Дипломная работа Алексея Шувалова. Многофункциональный комплекс на территории бывшего оружейного завода в Сестрорецке. 2016
Пётр Советников, напротив, пошёл по пути максимального стилевого контраста. Вероятно, каждый из подходов имеет право на существование, однако подчёркнуто экстравагантные формы вроде цилиндра на ножках придают новой целостности ощутимый иронично-постмодернистский привкус, который существенно меняет общий смысл архитектурного высказывания. Утрачивается присущая традиции серьёзность, и возникает чуждая ей ирония, искажающая памятники ментально, при самом скрупулёзном сохранении их облика.
Дипломная работа Петра Советникова. Многофункциональный комплекс на территории бывшего оружейного завода в Сестрорецке. 2016
Дипломная работа Петра Советникова. Многофункциональный комплекс на территории бывшего оружейного завода в Сестрорецке. 2016
*** Выборг
Принципиально схожие с описанным участком задачи предстояло решить выпускникам, выбравшим тему реновации прибрежной зоны Выборга. Участок проектирования включает территорию порта, хлебокомбинат компании «S.O.K.» 1932 г. архитектора Эркки Хуттунена и другие памятники финского функционализма, а также старое трамвайное депо с охраняемой застройкой в «кирпичном стиле». С северо-запада участок ограничен подпорной гранитной стеной Южный вал, над которой возвышается шедевр Уно Ульберга в межвоенном монументальном стиле – бывшая школа искусств (ныне филиал Эрмитажа). Дипломникам надлежало связать эти разнородные объекты в цельную живую среду. Практически все работы по Выборгу демонстрировали высокий профессиональный уровень, но более убедительными показались мягкие и живописные композиционные решения, поскольку жёсткая регулярность, с моей точки зрения, вообще противопоказана естественному морскому ландшафту. Именно такой подход демонстрируют упомянутые исторические памятники, включая остро-авангардный хлебокомбинат с его неправильными очертаниями и спиралеобразными окнами.
Анна Кутилина применила колоссальный ордер, и этот мотив в поддержку портика Уно Ульберга вполне логичен. Однако, с моей точки зрения, автор не избежала ошибки своего однокурсника Василия Потапова и не угадала реальный масштаб проектируемой колоннады.
Дипломная работа Анны Кутилиной. Реновация портовой зоны Выборга. 2016
Дипломная работа Анны Кутилиной. Реновация портовой зоны Выборга. 2016
В работе Алёны Амелькович понравилось, в частности, сохранение открытым Южного вала, тогда как в других проектах этот важнейший акцент прибрежной панорамы перекрывается новой застройкой.
Дипломная работа Алены Амелькович. Реновация портовой зоны Выборга. 2016
Дипломная работа Анастасии Лакрисенко. Реновация портовой зоны Выборга. 2016
*** Приморский район
Ландшафтный парк в Приморском районе дал много ярких решений, как вполне реалистичных, так и фантазийных, «бумажных». Участок для проектирования находится на заболоченных землях, между особо охраняемой природной территорией Юнтоловской лесной дачи и многоэтажной застройкой жилого района Озеро Долгое и предъявляет к проектировщикам ряд специфических требований. Среди вполне жизнеспособных проектов можно отметить экспрессивно-живописную работу Анастасии Ципс (Кудрявцевой) и ясную, чёткую композицию Алисы Быковой.
Дипломная работа Анастасии Ципс (Кудрявцевой). Ландшафтный парк в Приморском районе. Санкт-Петербург, 2016
Дипломная работа Анастасии Ципс (Кудрявцевой). Ландшафтный парк в Приморском районе. Санкт-Петербург, 2016
Вынуждена оговориться, что ко мне попал далеко не весь материал по защитам, а тот, что попал, имеет отчасти случайный характер.
Нынешний выпуск был последним выпуском «специалистов»: Академия переходит на болонскую систему и уже выпускает бакалавров, а через два года состоится первый выпуск магистров. Эта перестройка многими в Академии воспринимается болезненно: не окажутся ли внедряемые новшества разрушительными для её уникальных вековых традиций? Об этом судить пока рано…
Дипломная работа Евгения Зигерта. Ландшафтный парк в Приморском районе. Санкт-Петербург, 2016
мнение редакции может совпадать, а может и не совпадать с позицией автора
|