Днем «остров», до 18 сентября пришвартовавшийся в центральной части Цюриха, неподалеку от площади Бельвю, служит городской общественной зоной с бассейном и баром. Вечером же он становится центром стодневного фестиваля и превращается в кинотеатр под открытым небом: на его большом светодиодном экране демонстрируются документальные сюжеты о работе биеннале и представленных на выставках экспонаты. Их специально готовят студенты и выпускники Цюрихского университета искусств. Организаторы специально создали такую нейтральную, вроде бы лишенную опоры, удаленную от основных выставочных точек и приближенную к природе площадку, чтобы дать посетителям возможность глубже осмыслить произведения современного искусства.
Программу павильона – бассейн, бар, терраса для загара и кинотеатр со ступенями-сидениями – изначально сформулировал куратор международного смотра этого года Кристиан Янковски. А авторами временной конструкции, получившей название «Павильон размышлений», выступили 30 студентов Федеральной высшей технической школы Цюриха (ETH). Руководили работой, занявшей около 10 месяцев, их преподаватели из учебной студии Тома Эмерсона. По итогам внутреннего творческого конкурса были определены самые интересные идеи, которые уже совместными усилиями превратили в реализованный объект. Для многих студентов это был первый подобный опыт. Деревянная конструкция собиралась также силами самих же студентов в одном из ангаров на другом берегу озера, а потом по воде была доставлена на место.
Выбор экологичного материала и обращение к исторически популярной в Швейцарии типологии открытой общественной купальни – также важная часть концепции и попытка естественным образом внедрить современное искусство в привычную жизнь города. Одновременно гигантский экран, свет которого отражается и усиливается водой бассейна, в вечернее время заставляет всю конструкцию взаимодействовать и с городом, и с природой.
Итог эксперимента можно признать более чем успешным: студенты прочувствовали все стадии реализации проекта и получили уникальный опыт коллективной работы, авторитетный смотр современного искусства обрел привлекательную главную площадку на 300 человек, а город – яркий, знаковый объект.