К 90-летию со дня смерти Федора Осиповича Шехтеля рассказ директора Музея архитектуры Ирины Коробьиной о знаменитом архитекторе модерна.
Федор Осипович Шехтель © Музей архитектуры им. Щусева
С именем Шехтеля ассоциируется целое направление в истории мировой архитектуры – русский модерн: строили многие, а безусловное лидерство досталось ему. Это справедливо: и не только потому, что он реализовал в строительстве огромное количество своих проектов, и не только в том, что целый ряд из них признан архитектурными иконами. Он знал тайну. Через его творчество получила реализацию мечта человека об идеальном жизненном пространстве. Шехтелевское пространство обладает магической властью над людьми. Посетить его – событие, которое потом возвращается в сновидениях и навсегда остается в памяти.
Не случайно именно Шехтелю было поручено проектирование знаковых и очень важных для государства объектов – его павильоны стали лицом России на всемирных выставках в Париже и Глазго. Он оформляет коронационные торжества в Москве и народные праздники и гулянья.
Русский павильон на международной выставке в Глазго, 1901 год, Ф.О. Шехтель © Музей архитектуры им. Щусева
Его судьба поразительна – как будто он прожил не одну а несколько жизней, причем параллельно. Будучи всегда успешным и постоянно востребованным, активно строящим архитектором, которому подвластно все – и жилые дома, и храмы, и интерьеры, и городские пространства, он достигает вершин и в книжной графике, иллюстрируя «Пестрые рассказы» Чехова, популярные журналы того времени «Осколки» и «Будильник» под псевдонимом Финь Шампань. Он признанный мастер виньетки.
Обложка альбома «Весна-Красна», 1883 год, Ф.О. Шехтель © Музей архитектуры им. Щусева
Обложка сборника "Пёстрые рассказы" А. Чехонте, 1886 год, Ф.О. Шехтель © Музей архитектуры им. Щусева
Его сценография для театральных постановок каждый раз становится событием. Он оформляет городские общественные пространства, такие как площадь Тверской заставы или Триумфальная площадь. Он – видный общественный деятель, бессменный президент МАО на протяжении многих лет, участник международных конгрессов, профессиональная звезда международного масштаба. Все это проявления личности «светлого гения» – щедро и весело реализующего свой талант на радость людям. Его друзья говорили: «Шехтель проектирует между чертежной доской и бутылкой шампанского».
Блистательная жизнь Шехтеля, где с одной стороны дружба с Чеховым, сотрудничество с Врубелем и художественной элитой, а с другой – клиентура в лице железнодорожных и торговых магнатов, представителей новой буржуазии и бизнеса, давала возможность полноценной самореализации. Его архитектура – именно то, что было необходимо русским капиталистам, во что они были готовы вкладывать свои ресурсы. Изысканный вкус, талант и культура Шехтеля проявлялись в художественном качестве создаваемого им пространства, и это видимая часть айсберга. А невидимая, но очень ощутимая – смелые и самые продвинутые для своего времени инженерные решения – калориферное отопление, специальное электрическое освещение, системы кондиционирования и прочее. Шехтель создавал не только артистичную, но и идеально комфортную среду. А смелое внедрение самых инновационных инженерно-технических решений, безусловно, импонировало людям бизнеса, отвечая их собственным устремлениям.
Успех и благосостояние окружали Шехтеля большую часть его блестящего века. Конец жизни архитектора трагичен – нищета и болезнь. Его собственный дом, последний из тех, что он построил для себя по собственному проекту, национализирован. Работа во ВХУТЕМАСЕ не привела к новым открытиям, собранная великолепная коллекция произведений искусства и книг продана за бесценок в голодное время. Упокоение Франц Альберт, принявший православное крещение и имя Федор Осипович, нашел на Ваганьковском кладбище в пантеоне, спроектированным им для своей семьи – и это тоже шедевр.
Посол Австралии в РФ Петер Тэш, директор Музея архитектуры Ирина Коробтина и исследователь Людмила Сайгина на семейном захоронении Шехтелей © Музей архитектуры им. Щусева
Но его жизнь после жизни опять проявила благосклонность. Он остался в истории сам как символ русского мордерна. И его шедевры попали в хорошие руки. Все, кому посчастливилось иметь отношение к этой архитектуре, попадают под её обаяние, понимают, что это нечто совершенно исключительное, и заботятся о ней. Они под охраной государства и не только российского. Наши друзья и партнеры – посольства Австралии во главе с г-ном послом Петром Тэшем сегодня вместе с нами вспоминают 90 годовщину со дня кончины архитектора в особняке Дерожинской, где уже более полувека находится посольство. Это – проявление любви и уважения, а также начало нового проекта, посвященного творчеству Гения Русского Модерна.Проект камина для каминного зала особняка З.Г. Морозовой (С.Т. Морозова) на Спиридоновке, Ф.О. Шехтель © Музей архитектуры им. Щусева
|