Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

21.06.2016

Союз равных

Алина Измайлова

В Цюрихе открылась ретроспективная выставка дадаиста Курта Швиттерса, оформленная по проекту Захи Хадид. Эта работа стала последней в её жизни.

На прошлой неделе в Галерее Гмужынска (Galerie Gmurzynska) открылась выставка «Курт: Швиттерс: мерц» («мерц» – так сам автор называл придуманный им художественный подход – прим. Архи.ру), приуроченная к столетнему юбилею дадаизма. Она собрала более 70 различных работ немецкого художника. Помещение галереи было полностью трансформировано в соответствии с проектом Захи Хадид – последним в жизни британского архитектора. Хадид работала над инсталляцией на протяжении полутора лет, но, увы, воплотить в жизнь не успела. До конца работу довела её команда.

Kurt Schwitters: MERZ exhibition design by Zaha Hadid. Galerie Gmurzynska, Zurich, Switzerland. Courtesy of Galerie Gmurzynska
Kurt Schwitters: MERZ exhibition design by Zaha Hadid. Galerie Gmurzynska, Zurich, Switzerland. Courtesy of Galerie Gmurzynska
Kurt Schwitters: MERZ exhibition design by Zaha Hadid. Galerie Gmurzynska, Zurich, Switzerland. Courtesy of Galerie Gmurzynska
Kurt Schwitters: MERZ exhibition design by Zaha Hadid. Galerie Gmurzynska, Zurich, Switzerland. Courtesy of Galerie Gmurzynska
Kurt Schwitters: MERZ exhibition design by Zaha Hadid. Galerie Gmurzynska, Zurich, Switzerland. Courtesy of Galerie Gmurzynska
Kurt Schwitters: MERZ exhibition design by Zaha Hadid. Galerie Gmurzynska, Zurich, Switzerland. Courtesy of Galerie Gmurzynska

Зал, в котором экспонируются ключевые работы каждого из творческих периодов Швиттерса, напоминает большую пещеру, айсберг и храм одновременно. Вдохновением послужила инсталляция Швиттерса «Мерцбау» (1923-1937) – постоянно изменяющаяся комбинация скульптур, занимавшая всю площадь мастерской художника. Хадид включила в оформление помещения художественные произведения наравне с реди-мейд мебелью и архитектурными предметами. Здесь можно найти волнообразные мраморные столы, модульные сиденья и гибридные системы полок, которые «стекают» вниз и изгибаются наподобие тающего льда. Получившуюся экспозицию бюро Zaha Hadid Architects описывает как «брачный союз конструкций Хадид и рисунков и скульптур Швиттерса», формирующий в галерее «эволюционирующую среду».
Kurt Schwitters: MERZ exhibition design by Zaha Hadid. Galerie Gmurzynska, Zurich, Switzerland. Courtesy of Galerie Gmurzynska
Kurt Schwitters: MERZ exhibition design by Zaha Hadid. Galerie Gmurzynska, Zurich, Switzerland. Courtesy of Galerie Gmurzynska
Kurt Schwitters: MERZ exhibition design by Zaha Hadid. Galerie Gmurzynska, Zurich, Switzerland. Courtesy of Galerie Gmurzynska
Kurt Schwitters: MERZ exhibition design by Zaha Hadid. Galerie Gmurzynska, Zurich, Switzerland. Courtesy of Galerie Gmurzynska
Kurt Schwitters: MERZ exhibition design by Zaha Hadid. Galerie Gmurzynska, Zurich, Switzerland. Courtesy of Galerie Gmurzynska
Kurt Schwitters: MERZ exhibition design by Zaha Hadid. Galerie Gmurzynska, Zurich, Switzerland. Courtesy of Galerie Gmurzynska

Семь лет назад Галерея Гмужынска уже принимала бюро с подобным проектом: тогда Хадид в качестве дани уважения другому своему «учителю», Казимиру Малевичу, выстроила пространство галереи согласно логике супрематизма. Сегодняшняя выставка стала закономерным его продолжением.
Kurt Schwitters: MERZ exhibition design by Zaha Hadid. Galerie Gmurzynska, Zurich, Switzerland. Courtesy of Galerie Gmurzynska
Kurt Schwitters: MERZ exhibition design by Zaha Hadid. Galerie Gmurzynska, Zurich, Switzerland. Courtesy of Galerie Gmurzynska
Kurt Schwitters: MERZ exhibition design by Zaha Hadid. Galerie Gmurzynska, Zurich, Switzerland. Courtesy of Galerie Gmurzynska
Kurt Schwitters: MERZ exhibition design by Zaha Hadid. Galerie Gmurzynska, Zurich, Switzerland. Courtesy of Galerie Gmurzynska

«Наибольшее влияние на архитектуру Захи оказали абстрактные направления искусства начала XX века, – говорит директор бюро Zaha Hadid Architects Патрик Шумахер, 30 лет работавший бок о бок с Захой. – В её «архитектурном словаре» можно найти множество фирменных элементов, которые проистекают из дадаизма. А представление о ценности случайности и хаоса идёт прямиком из экспериментальных идей авангарда».
Kurt Schwitters: MERZ exhibition design by Zaha Hadid. Galerie Gmurzynska, Zurich, Switzerland. Courtesy of Galerie Gmurzynska
Kurt Schwitters: MERZ exhibition design by Zaha Hadid. Galerie Gmurzynska, Zurich, Switzerland. Courtesy of Galerie Gmurzynska
Kurt Schwitters: MERZ exhibition design by Zaha Hadid. Galerie Gmurzynska, Zurich, Switzerland. Courtesy of Galerie Gmurzynska
Kurt Schwitters: MERZ exhibition design by Zaha Hadid. Galerie Gmurzynska, Zurich, Switzerland. Courtesy of Galerie Gmurzynska
Kurt Schwitters: MERZ exhibition design by Zaha Hadid. Galerie Gmurzynska, Zurich, Switzerland. Courtesy of Torsten Skoetz
Kurt Schwitters: MERZ exhibition design by Zaha Hadid. Galerie Gmurzynska, Zurich, Switzerland. Courtesy of Torsten Skoetz

Выставка продлится с 12 июня по 30 сентября, в том же здании, где ранее располагалось «Кабаре Вольтер» – место рождения дадаизма. Этот клуб был основан в 1916 году Хуго Баллем.