Выпускники бакалавриата Всеволода Медведева, Михаила Канунникова и Зураба Басарии вспоминают о трех годах учебы и строят планы на будущее.
Группа выпускников бакалавриата Всеволода Медведева, Михаила Канунникова и Зураба Басария © Четвертое измерение
Архи.ру: – Как вы попали в группу к Всеволоду Медведеву, Михаилу Канунникову и Зурабу Басария?
Полина Явна: – Когда после второго курса нам предстояло распределение по кафедрам, мы решили сходить на защиты дипломов выпускников, чтобы посмотреть, кто будет набирать новые группы. И, попав в группу Канунникова, Медведева и Басария, сразу же в этих преподавателей влюбились. Чувствовалось, насколько им небезразличны их выпускники, а те в свою очередь просто горели и своими проектами, и вообще делом, которым занимались. И еще, конечно, нас подкупило, что преподаватели такие молодые, энергичные, на одной волне со студентами. Так что мы дружно подали заявление к ним в группу и очень счастливы, что попали.
Новый терминал аэропорта «Домодедово». Дипломный проект Полины Явны © Четвертое измерение
– Как проходил процесс обучения?
Яна Остапчук: – С первых же занятий нас ориентировали на самую передовую современную архитектуру: Заха Хадид, UNStudio, Asymptote Architecture, Бьярке Ингельc, Ричард Роджерс, Сантьяго Калатрава… Мы сразу взяли очень интенсивный темп. Учились не только в институте – ездили в архитектурные бюро и макетные мастерские, бывали на стройках, на 4 курсе полетели в Гуанчжоу, где видели знаменитый Оперный театр по проекту Захи Хадид. Внутренние конкурсы, с голосованием на Фейсбуке и призами победителям, публикации на archi.ru – все это очень мотивировало на результат. Мы все благодарны нашим преподавателям за их небезразличие, заинтересованное участие во всех наших проектах. Мне кажется, это очень важно – с самого начала привить будущему профессионалу любовь к архитектуре. Реконструкция Финляндского вокзала в Санкт-Петербурге. Дипломный проект Яны Остапчук © Четвертое измерение
Полина Корочкова: – Это, наверное, один из самых главных итогов нашего обучения – что практически все выпускники группы хотят связать свою жизнь с большой архитектурой, заниматься масштабными проектами. На протяжении обучения в МАРХИ у нас была возможность попробовать решения зданий, до которых в реальной жизни мы, наверно, не скоро дорастем: музеев, клубов, реабилитационных центров… При этом мы чувствовали себя «маленькими ГАПами», и наши преподаватели нас в этом поддерживали и работали с нами как с равноправными коллегами. Евровокзал и башни РЖД на Шелепихинской набережной. Дипломный проект Полины Корочковой © Четвертое измерение
П. Я.: – Грань между руководителями группы и нами, конечно, есть, но она почти не чувствуется. Мы уважаем и восхищаемся ими как наставниками и серьезными архитекторами, но и они относятся к нам с уважением. И кроме того, могу сказать, что преподаватели за эти годы стали нам большими друзьями, к которым, я уверена, мы в любой момент в жизни сможем обратиться за помощью, и они к нам тоже, конечно.
Я. О.: – Для меня было настоящим открытием, что с самого начала преподаватели не ставили нам никаких границ и рамок. Это было удивительно – ты вдруг начинал чувствовать в себе силы что-то создавать, верил, что у тебя все получится. И сейчас, подводя некий итог процессу обучения, я могу сказать, что сознание мое поменялось, я совсем по-другому смотрю на архитектуру, мозг работает на создание новых идей.
Анна Тузова: – Думаю, это знакомо всем представителям творческих профессий – когда ты сидишь перед белым листом в ужасе от того, что абсолютно ничего не можешь придумать. Вот и у нас поначалу так было. Но наши преподаватели нас не ругали и не давили, а помогали нащупать какую-то идею, развить ее. Постепенно голова начинает работать по-другому, и теперь мы уже выбираем из множества идей самую интересную. Быстрее формируется понимание, как это сделать технически, освобождается больше времени на тщательную разработку деталей… Агропромышленный комплекс в Милане. Дипломный проект Анны Тузовой © Четвертое измерение
Полина Москаленко: – При этом очень важно, что преподаватели никогда не пытались нам навязать собственных идей, вырастить из нас «маленьких себя». Они смотрели на то, что мы делаем, и работали на развитие именно наших идей и мыслей. Такое чуткое отношение к каждому студенту, индивидуальный подход – это безумно ценно.
Я. О.: – Они стремились максимально раскрыть наше сознание, снять все ограничения. Потому что если мозг способен генерировать самые фантастические идеи, то с простым проектом он уж точно справится. А если сразу ограничивать себя кубиками и квадратиками, откуда взяться полету вдохновения?
П. К.: – Параллельно с институтскими проектами мы всегда делали что-то еще. Кто-то пробовал себя в дизайне интерьеров, кто-то участвовал в конкурсах. Мы с Полиной Явной и Аня Тузова с Яной Остапчук стали лауреатами конкурса «Перспектива», еще мы с Полиной победили в конкурсе на станцию метро «Тульская», Аня Петрова недавно участвовала в воркшопе в Махачкале и выиграла его.
Я. О.: – Мне кажется, мы уже сами друг друга заряжаем амбициозностью. Это такая здоровая конкуренция, которая вдохновляет. Реконструкция морского порта в Мурманске. Дипломный проект Ольги Кузнецовой © Четвертое измерение
Винодельческий комплекс в Крыму. Дипломный проект Веры Ильинчик © Четвертое измерение
– В этом году вы заканчиваете бакалавриат. Какие планы на будущее?
А. Т.: – Мы с Полиной Корочковой будем учиться у Хани Рашида в венском Институте архитектуры. Мы проходили собеседование, посылали портфолио. Было очень интересно пообщаться с таким знаменитым архитектором и, конечно, безумно приятно, что он нас выбрал.
П. К.: – Я, кстати, никогда не собиралась уезжать за границу, а поступать в Венскую школу попробовала только потому, что для меня Хани Рашид – один из кумиров в мире архитектуры, нам всем очень близка его стилистика.
Я. О.: – Что касается меня, я еще не выбрала конкретную школу, но планирую тоже продолжить обучение за границей. Там другой подход, другое видение архитектуры, и мне хочется попробовать посмотреть на профессию с иной точки зрения, расширить профессиональный кругозор.
П. М.: – Для меня тоже очень важна смена обстановки, возможность попробовать что-то новое. Не знаю, где я буду учиться дальше – в другой стране или просто в другом городе, – но хотелось бы поработать в разных местах, с разными людьми, понять, что я могу от них получить как профессионал.
П. К.: – В любом случае потом мы все намерены вернуться в Москву. Это наш родной город, мы наблюдаем, как он развивается, меняется, чувствуем его и понимаем, что ему нужно. И поэтому хочется применить тот опыт, который мы получим, именно здесь,
П. Я.: – А я, в отличие от девочек, пока уезжать не собираюсь. Мне хотелось бы, наверное, поучиться в магистратуре МАРХИ, попробовать поработать, понять, чего мне не хватает, – и тогда уже, может быть, поехать куда-то на поиски недостающего. Я мечтаю создавать красивую современную архитектуру именно в России, для русских людей: у нас ее пока не хватает, а простор для деятельности огромный. И хотелось бы после себя оставить красоту в той стране, где ты родился.
П. К.: – Три учебных года прошли отлично, честно говоря, не хочется, чтобы это заканчивалось. Мы надеемся сохранить дружеские отношения и с одногруппниками, и с нашими преподавателями, и по максимуму в дальнейшей жизни друг с другом взаимодействовать. Что же касается профессиональных планов – конечно, каждый в нашей группе мечтает о причастности к крупным социальным объектам, чтобы как можно больше людей смогли оценить наш труд. Самое главное, чтобы та творческая жилка, которую нам привили в институте, не перестала биться, чтобы всегда был выход творческой энергии. Мы сейчас очень много в себе чувствуем сил и желания работать. Хочется как можно больше в этой жизни успеть!
Агропромышленный комплекс «Тимирязевский» в Москве. Дипломный проект Алены Грузиновой © Четвертое измерение
Реконструкция хлебозавода им. Зотова в Москве. Дипломный проект Екатерины Шомесовой © Четвертое измерение
|