Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

09.07.2008

Венгерский архитектор в Китае

2008 год назван в Шанхае годом Ласло Худека (1893–1958).

«Парк Отель» (1931-1934)
«Парк Отель» (1931-1934)
Ласло Худек – архитектор, построивший многие из самых ярких шанхайских зданий первой половины 20 века.
Он родился в 1893 в Австро-Венгрии, в семье архитектора Дьйёрдя Худьеца, закончил Венгерский королевский университет в Будапеште и вступил в Общество венгерских архитекторов в 1916, когда его призвали на службу в армию. Он участвовал в военных действиях против России, попал в плен и оказался в лагере для военнопленных в Сибири, близ китайской границы. В 1918 ему удалось бежать. Перебравшись в Шанхай, он устроился чертежником в американскую мастерскую R.A. Curry, где вскоре занял положение ведущего архитектора, а затем – одного из управляющих партнеров. Тогда же он поменял фамилию на более легко произносимую для иностранцев Худек.
В 1925 Ласло Худек открыл собственное бюро и начал получать первые крупные заказы. Его работы разнообразны: некоторые проекты относятся к историческим стилям, другие - к ар деко, отдельные примеры - к современному движению. Они во многом сформировали облик Шанхая периода до конца 1940-х, когда город являлся важнейшим экономическим центром Восточной Азии и там велось активное строительство как общественных зданий, так и частных домов.
Несмотря на отсутствие четкой стилевой линии, Худек обладал несомненным вкусом, что позволило ему создавать удачные проекты в рамках разных направлений. При этом он, наряду с другими западными архитекторами, работавшими в Шанхае в то время, выполнял и культуртрегерскую миссию, демонстрируя своими постройками (всего их в городе около 50) разнообразие европейской архитектуры.
Самое известное здание Ласло Худека – «Парк Отель» (1931-1934), небоскреб в стиле ар деко со стальным каркасом, высотой 86 м (22 этажа), до 1952 остававшийся самым высоким зданием Азии, а до начала 1980-х – Шанхая.
Также прекрасным примером ар деко, не уступающим американским образцам, можно назвать кинотеатр «Дагуанмин» (Grand Theatre) (1933) на 1900 зрителей.
Неоклассическая больница Хуадун (1926) продолжает линию, которой Худек придерживался, работая в мастерской R.A. Curry, а методистская Мемориальная церковь Мура (1928-1931) выдержана в русле кирпичной неоготики.
Вилла Д.В. Ву (1938) относится к лучшим образцам архитектуры современного движения на территории Китая.
В 1947 Ласло Худек – в то время почетный консул Венгрии в Шанхае – покинул Китай в связи с обострением политической ситуации. Он поселился с семьей в Лугано, позже переехал в Рим, когда Папа Римский Пий XII пригласил его принять участие в раскопках гробницы Св. Петра. В 1950 Худек перебрался в Беркли, куда его пригласили преподавать в Университете Калифорнии. Там он и скончался в 1958 году.
Кинотеатр «Дагуанмин» (Grand Theatre) (1933)
Кинотеатр «Дагуанмин» (Grand Theatre) (1933)
Ласло Худек
Ласло Худек
Мемориальная церковь Мура (1928-1931
Мемориальная церковь Мура (1928-1931
Мемориальная церковь Мура (1928-1931). Современный вид
Мемориальная церковь Мура (1928-1931). Современный вид
Больница Хуадун (1926)
Больница Хуадун (1926)
Больница Хуадун (1926)
Больница Хуадун (1926)
Больница Хуадун (1926). Современный вид
Больница Хуадун (1926). Современный вид
Вилла Д.В. Ву (1938)
Вилла Д.В. Ву (1938)