Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

15.06.2016

Верность профессии

Илья Печёнкин, Мария Кузыбаева, Мария Обухова

К юбилею историка архитектуры Людмилы Владимировны Сайгиной.

Главный редактор издательского дома «Красивые дома пресс» Сергей Экономов представляет книгу Л.В. Сайгиной «Архитектор Федор Шехтель. Энциклопедия творчества». Москва. Крокус-сити, октябрь 2014 г. Предоставлено М.П. Кузыбаевой
Главный редактор издательского дома «Красивые дома пресс» Сергей Экономов представляет книгу Л.В. Сайгиной «Архитектор Федор Шехтель. Энциклопедия творчества». Москва. Крокус-сити, октябрь 2014 г. Предоставлено М.П. Кузыбаевой

Когда задаешь нашим современникам вопрос о том, кто такие искусствоведы и чем они занимаются, то получаешь примерно такой ответ: искусствоведов у нас пруд пруди, и работают они, конечно, в музеях. Между тем, в прошлом веке для того, чтобы получить эту профессию, надо было пройти серьёзный отбор, доказав на деле осмысленность своего выбора. Да и вся последующая жизнь человека, избравшего это поприще, была сплошным экзаменом на верность профессии. Биография Людмилы Владимировны Сайгиной, посвятившей себя истории русской архитектуры XIX – начала XX века, является выразительным примером такого служения. В этом году совпали две знаменательные даты: юбилей Людмилы Владимировны и сорокалетие её работы в Государственном научно-исследовательском музее архитектуры им. А. В. Щусева.

В искусствоведческой среде имеют значение учёные степени и регалии. Вместе с тем не секрет, что существует и своего рода «гамбургский счёт», так что отнюдь не всякая степень сигнализирует о высоком профессионализме её носителя, и напротив – есть специалисты, которые не гонятся за внешними маркерами признания и этим признанием обладают. Про таких просто говорят: «мастер». И выстраиваются в очередь за советом или профессиональной консультацией.

Для всякого мастера важны учителя. В стенах МГУ Людмиле Владимировне посчастливилось учиться у признанных корифеев искусствознания – В. Н. Лазарева, М. А. Ильина, В. Н. Гращенкова, Д. В. Сарабьянова, В. В. Кириллова и других. Возможно, это предопределило область интересов выпускницы истфака, которая в 1976 году пришла в ГНИМА на должность старшего научного сотрудника Отдела отечественной архитектуры.
Л.В. Сайгина. Завершается подготовка к открытию первой выставки в ГНИМА им. А.В. Щусева. 1970-е гг. Предоставлено М.П. Кузыбаевой
Л.В. Сайгина. Завершается подготовка к открытию первой выставки в ГНИМА им. А.В. Щусева. 1970-е гг. Предоставлено М.П. Кузыбаевой
Л.В. Сайгина. На субботнике. Москва. Донской м-рь. Начало 1980-х гг. Предоставлено М.П. Кузыбаевой
Л.В. Сайгина. На субботнике. Москва. Донской м-рь. Начало 1980-х гг. Предоставлено М.П. Кузыбаевой
Л.В. Сайгина. В домашней обстановке. 1980- е гг. Предоставлено М.П. Кузыбаевой
Л.В. Сайгина. В домашней обстановке. 1980- е гг. Предоставлено М.П. Кузыбаевой
Л.В. Сайгина. Перед лекцией. ГНИМА им. А.В. Щусева. 1980-е гг. Предоставлено М.П. Кузыбаевой
Л.В. Сайгина. Перед лекцией. ГНИМА им. А.В. Щусева. 1980-е гг. Предоставлено М.П. Кузыбаевой
Автор и его труд. Презентация книги Л.В. Сайгиной в МУАР.  декабрь 2014 г. Предоставлено М.П. Кузыбаевой
Автор и его труд. Презентация книги Л.В. Сайгиной в МУАР. декабрь 2014 г. Предоставлено М.П. Кузыбаевой

В отделе под началом заслуженного работника культуры РСФСР Тамары Ивановны Гейдор сложился дружный коллектив, которому оказывались по плечу и создание фундаментальной постоянной экспозиции по истории русской архитектуры (в Большом соборе Донского монастыря), и многочисленные тематические выставки. Показать архитектуру в музейной экспозиции – непростая задача. Для её успешного решения необходимы блестящее знание исходного материала, тщательный отбор музейных предметов первого ряда и дополнений к ним. В результате перед зрителем представал весь увлекательный процесс рождения архитектурного шедевра от первого замысла до реализации, в контексте эпохи и актуальных для неё стилевых тенденций. Подход Л. В. Сайгиной к устройству экспозиции основывался на корректном использовании искусствоведческой методологии. Эти выставки способствовали популярности музея у заинтересованной публики внутри страны и за её пределами.
В настоящее время Людмила Владимировна трудится в должности заведующей сектором научного хранения архитектурно-графических фондов XVIII–XIX веков, уделяя много времени научно-консультативной деятельности и популяризации отечественной архитектуры. При непосредственном участии Людмилы Владимировны был осуществлён проект «Виртуальный музей архитектуры», её тексты вошли в выпущенный совместно ГНИМА и издательством «Кучково поле» двухтомник о русской деревянной архитектуре. Широко известны и монографические труды Людмилы Владимировны, среди которых выделяется монументальная работа «Архитектор Фёдор Шехтель. Энциклопедия творчества» (2014) и альбом «Савва Морозов. Фёдор Шехтель. История шедевра» (2012, в соавторстве с Н. С. Датиевой), посвящённый знаменитому неоготическому особняку на Спиридоновке. Шехтель, ярчайший творец московского модерна, является главным героем историко-архитектурных изысканий Людмилы Владимировны, но не единственным. В том же 2014 году увидела свет книга об Иване Сергеевиче Кузнецове, объявшем своим творчеством дореволюционный и ранний советский периоды истории отечественной архитектуры. Душой этого проекта и главным автором монографии была Людмила Владимировна.

Многочисленные ученики и коллеги сердечно поздравляют Людмилу Владимировну Сайгину с юбилеем и сорокалетием служения Музею архитектуры! Желаем ей здоровья, творческой активности и новых книг! 
мнение редакции может совпадать,
а может и не совпадать с позицией автора