В Лондоне открылись летний павильон Галереи Серпентайн–2016 по проекту Бьярке Ингельса и четыре летних домика, среди авторов которых – Иона Фридман и Асиф Хан.
В этот раз архитектурная программа Галереи Серпентайн значительно расширилась по сравнению с прошлыми годами: кроме уже ставшего традиционным Летнего павильона в Кенсингтонском саду были возведены четыре временных летних домика, вдохновленных расположенным поблизости Храмом королевы Каролины – парковым павильоном в стиле классицизма (1734).
Все участники программы соответствуют ее главному требованию: они пока не построили в Англии ни одного постоянного сооружения (временность особенно актуальна в случае британца Асифа Хана, автора павильона Coca-Cola на лондонской Олимпиаде–2012 и других подобных проектов). Кроме Хана, среди участников – теоретик архитектуры Иона Фридман, немецкое бюро Barkow Leibinger и нигерийский архитектор, лауреат «Серебряного льва» венецианской биеннале этого года Кунле Адейеми (бюро NLÉ) – все они построили по летнему домику – а также основатель BIG Бьярке Ингельс, которому доверили собственно летний павильон.
Об их проектах мы подробно писали в момент их представления публике в феврале 2016, однако все же напомним суть замысла каждого из участников.
Павильон Бьярке Ингельса демонстрирует переход от двухмерной к трехмерной форме, сложен он из полых блоков-«коробочек», которые склеены из стекловолоконных листов размером 40 на 50 см. Блоки соединены друг с другом с помощью алюминиевых скреп. Благодаря тому, что «коробочки» – без торцов, павильон получился проницаемым. Днем там будет работать кафе Harrods, а вечером пройдут круглые столы, концерты и перформансы, как и во все предыдущие сезоны летней программы Галереи Серпентайн.
Архитекторы Barkow Leibinger вдохновлялись темой круговой панорамы и вращения, а точнее – ныне не существующим вращавшимся вокруг своей оси павильоном по проекту Уильяма Кента: эта постройка XVIII века находилась неподалеку.
Объект Ионы Фридмана основан на его концепции «Пространственного города», которую теоретик разрабатывает с конца 1950-х. Это модульная структура из металла, которую можно легко разобрать и при желании собрать в другой конфигурации.
Асиф Хан попытался реконструировать замысел архитектора Храма королевы Каролины –на восходе в день ее рождения, 1 мая, при взгляде от павильона солнечные лучи отражались от поверхности пруда. Сейчас этот эффект исчез из-за построенного позже моста, а теперь Хан воссоздает его с помощью отражающей платформы в центре своей постройки.