Одной из тем биеннале стали экономные современные конструкции, основанные на переосмыслении традиционных инженерных техник. Начинаем рассказывать о них, показываем пока две: поиски швейцарского ETH и кирпичную конструкцию Солано Бенитеса, награжденную «Львом».
Инсталляции Beyond Bending (beyond the slab, beyond the dome, beyond free-form...), чьи названия апеллируют к биеннале Аарона Бецки (Out There: Architecture Beyond Building) и переводятся примерно как «за поворотом / изгибом» и «за слябом / плоским перекрытием», апеллируют к логике самонапряженных конструкций. Они демонстрируют изыскания BRG и ODB в области переосмысления традиционных и сравнительно недорогих техник свода и ребер жёсткости с помощью современных компьютерных технологий. Центр зала занимает гигантский свод несимметричной кривизны, прорезанный крупными дырами, пропускающими сквозь себя колонны Кордери. Свод выполнен из юрского известняка и совершенно не армирован, а держится исключительно на распоре клиновидных камней, форма каждого из которых была просчитана на компьютерной модели. Затем конструкцию собрали на деревянной опалубке, предварительно протестировав: собрав и разобрав её на месте. Фрагмент ролика с выставки, рассказывающего об этом, можно увидеть в нашем видео:
Лишнюю сталь можно удалить, утверждают авторы, сберечь таким образом природные ресурсы, а использовать «скромные» материалы, такие как кирпич и камень. Арка с ребром жесткости – более эффективный строительный приём, чем изогнутая балка – утверждают авторы, и показывают вариант парусного свода с ребрами. Такие конструкции прекрасно выглядят, меньше стоят и легче весят, чем традиционное бетонное перекрытие.
Авторы также показывают варианты неармированных бетонных плит, облегченных множеством каверн, просчитанных исходя из логики и геометрии нервюрного свода. Распор множества ребер выводится вовне и перераспределяется на соседние элементы. Такая плита требует сложной, двухсторонней матрицы для отливки, но при многократном использовании ее дороговизна окупается и, кроме того, данная технология сохраняет природные ресурсы – бетона для производства требуется на 70% меньше, чем для обычного бетонного перекрытия.
Солано Бенитес Арка парагвайского бюро Солано Бенитеса, получившая «Золотого льва» за лучший проект основной экспозиции, и значит, лучше всего раскрывшая тему Аравены «Репортаж с фронта», встречает входящих в главный павильона биеннале в Джардини. Это ажурная конструкция из кирпича на бетонной основе, выполненная на опалубке – опалубка демонстрируется здесь же на стене, но не армированная. Её устойчивость достигается за счёт конструкции, подобной конструкциям Фуллера и Шухова, которые, однако, в описаниях не фигурируют никак. «Кирпич древний, простой в изготовлении и дешевый материал, дома из него можно строить и в маргинальных зонах» – пишет Аравена в своём пояснении к проекту Бенитеса. Подразумевается, что подобными конструкциями можно сравнительно дешево перекрывать достаточно обширные пространства, причём опытный инструктор может научить строителей средней квалификации.