Опираясь на нормы инсоляции и ТЗ, архитекторы мастерской Сергея Эстрина создали образную и многоликую концепцию жилой застройки в одном из зелёных районов Москвы.
Концепция жилой застройки в Москве. Проект, 2016 © Архитектурная мастерская Сергея Эстрина
Трудности стимулируют творческую мысль, а наиболее интересные решения рождаются в особо сложных ситуациях – эти постулаты знакомы, наверное, каждому практикующему архитектору. Жилой комплекс, спроектированный мастерской Сергея Эстрина в рамках закрытого конкурса для одного из тихих районов Москвы, – прекрасное доказательство этих истин. На небольшом участке площадью чуть меньше, чем полгектара, со всех сторон плотно окруженном пятиэтажками, необходимо было построить многоквартирный дом достаточно большой плотности – заказчик предполагал разместить здесь 8 000 м2 жилья, плюс арендные помещения на первом этаже. Наверное, если бы всё это предстояло реализовать в чистом поле, пусть даже на таком небольшом отрезке земли, можно было бы обойтись «малой кровью» – построить башню или прямоугольный объём по периметру отведенного участка, и тогда не было бы того неповторимого скульптурного образа, который постепенно сложился у авторов этого проекта. И дело было даже не столько в необходимости визуально соответствовать контексту – идти по пути наибольшего сопротивления заставляли технические нормативы, прежде всего обеспечение необходимого уровня инсоляции как самой новостройки, так и близлежащих домов в соответствии с действующими СанПиНами. Любое здание, выросшее здесь выше трёх этажей, затеняло бы уже существующие вокруг участка дома. Заказчик предоставил авторам проекта карту инсоляции, с которой они и сверялись при проектировании.
Концепция жилой застройки в Москве. Формообразование. Проект, 2016 © Архитектурная мастерская Сергея Эстрина
То, как рождался объем, хорошо показывает инфографика: выбрав оптимальную высоту объекта в качестве отправной точки, авторы стали менять высотность уже исходя из тени, которую каждый конкретный участок бросает на подступающие к нему другие дома в разные часы. То же касается и инсоляции самого здания. Расчет при проектировании провели буквально по каждой квартире. И добились того, что в течение светового дня каждая квартира в определенные часы получает максимальное количество солнечного света. Дом поочередно прекрасно освещается со всех четырёх сторон по мере движения солнца. В результате получился сложный объем с многочисленными срезами по высоте. Его разделили на два корпуса с проходящей между ними внутренней улочкой. У каждого корпуса в плане есть своеобразное диагональное ответвление – это особенно ясно видно, если смотреть на комплекс с высоты. На срезах – эксплуатируемые кровли с террасами.
За счёт того, что условия инсоляции с каждой из четырёх сторон разные, разным получился и весь жилой комплекс. Он напоминает гигантский арт-объект: если обходить его по кругу, с каждым шагом открывается новый, неожиданный ракурс. Самая низкая этажность – два этажа, самая высокая – десять. Интересно, что внутренние фасады комплекса, фасады тех самых ответвлений, поставлены под небольшими углами – для того, чтобы избежать взгляд окно в окно.
Концепция жилой застройки в Москве. Проект, 2016 © Архитектурная мастерская Сергея Эстрина
Концепция жилой застройки в Москве. План 10 этажа. Проект, 2016 © Архитектурная мастерская Сергея Эстрина
Концепция жилой застройки в Москве. Проект, 2016 © Архитектурная мастерская Сергея Эстрина
Окончательный образ дома создавался на основе графических эскизов Сергея Эстрина. В них угадываются очертания домов, растущих на горных склонах. Действительно, разновысотные объемы, из которых сгруппирован комплекс, могли бы производить такое впечатление. Срезы, уступы, многоуровневость, террасность, – всё это атрибуты компактного поселения где-нибудь в окрестностях Амальфи, на Лигурийском побережье. Хотя сам автор уверяет, что проектируя, представлял себе силуэт тигра, лежащего с поднятой головой, и второго тигра поменьше, лежащего у ног первого, – такие ассоциации возникли, поскольку недалеко от участка застройки находится посольство одной из дальневосточных стран. Собственно говоря, комплекс тем и уникален, что его образность многозначна и способна вызывать самые разные ассоциации – от символических и едва уловимых до вполне конкретных. В конечном счёте каждый выбирает то, что ему ближе.
Концепция жилой застройки в Москве. Вид от школы. Эскиз. Проект, 2016 © Архитектурная мастерская Сергея Эстрина
Концепция жилой застройки в Москве. Вид от дома 19. Эскиз. Проект, 2016 © Архитектурная мастерская Сергея Эстрина
Особую динамичность облику зданий придают нерегулярно расположенные разноформатные – в основном довольно узкие и вытянутые, но кое-где и, наоборот, горизонтально ориентированные и в любом случае отдаленно напоминающие бойницы – окна. Важную акцентную роль при этом играют крупноформатные панорамные окна-экраны, иногда с балконами, охватывающие сразу по два этажа; хотя находятся за ними не дуплексы, а обычные одноэтажные квартиры, разделенные перекрытиями. Кажущаяся произвольность расположения, нерегулярность – эти приемы вызывают вольные или невольные ассоциации со спонтанной, исторически складывавшейся застройкой, хотя при этом мы прекрасно понимаем, что комплекс спроектирован и построен одномоментно. Но образ психологически и физически комфортной и соразмерной человеку среды здесь, безусловно, создан.
Концепция жилой застройки в Москве. Проект, 2016 © Архитектурная мастерская Сергея Эстрина
Концепция жилой застройки в Москве. Проект, 2016 © Архитектурная мастерская Сергея Эстрина
В то же время авторы проекта не хотели чрезмерно усиливать эффект спонтанности и не стремились к тому, чтобы комплекс был похож на группу плотно составленных разноформатных объёмов. Напротив, хотелось избежать пестроты и добиться ощущения единого блока. Поэтому архитекторы подчеркнули единство элементов: все фасады облицованы красным кирпичом. Навесные вентилируемые фасады из полнотелого кирпича, прекрасно коррелируют с окружающими краснокирпичными пятиэтажками. Комплекс визуально воспринимается как целостный, но при этом не кажется и монолитом, не подавляет, в нём передано ощущение комфортной городской среды, причём не только на дворовой территории, но и на расположенных выше террасах при квартирах – они, как небольшие городские площади в средневековом городе, окружены подступающими двух-трёхэтажными домами, а по сути – стенами верхних этажей.
Концепция жилой застройки в Москве. Проект, 2016 © Архитектурная мастерская Сергея Эстрина
На внутренней территории создана комфортная среда, в её основе – проверенные столетиями принципы организации пространства в маленьких европейских городках. Здесь есть извилистая улочка, проходящая между секциями, – с цветниками, газонами, деревьями, лавочками, местами для отдыха и общения. Есть также два внутренних дворика, соединённых с улочкой и с внешними улицами проходами на уровне первого этажа. В сущности здесь создана городская мини-система из уютных внутренних дворов и переулка с крытыми переходами между ними.
Концепция жилой застройки в Москве. Проект, 2016 © Архитектурная мастерская Сергея Эстрина
На первом этаже обеих корпусов расположены, помимо крытых проходов на внутреннюю территорию, арендные помещения для ритейла, сферы услуг, а также детского клуба и фитнес-центра. Под всей территорией – подземный гараж с заездом с внешней улицы.
Оба корпуса устроены по секционному принципу: у каждой секции свой вход, лифтовая группа и минимальное количество квартир на этаже. Согласно техническому заданию, на каждом этаже здесь по 4 – 5 квартир. Квартирография довольно мелкая, как того и требует сложившаяся сейчас ситуация на рынке. Представлены однокомнатные квартиры площадью около 50 м2, двухкомнатные в 65 – 70 м2 и трёхкомнатные, около 90 м2. Большая часть квартир имеет выход на эксплуатируемую кровлю с собственной террасой. Пропорции комнат – примерно один к полутора. На последних этажах есть дуплексы.
Концепция жилой застройки в Москве. Примеры планировок квартир. Проект, 2016 © Архитектурная мастерская Сергея Эстрина
Концепция жилой застройки в Москве. Разрез. Проект, 2016 © Архитектурная мастерская Сергея Эстрина
Любое техзадание – это лишь цифры и технические данные, а нормативы – те же цифры и требования, и, читая их, невозможно предположить, каким будет творческое решение авторов проекта. И хотя проект бюро Сергея Эстрина не выиграл в конкурсе, он стал для авторов примером для отработки подходов к проектированию в стеснённых условиях: на маленьком участке, окруженном давно сложившейся плотной застройкой, можно было ожидать самых простых и незамысловатых ответов, но авторы внимательно поработали с объемами и архитектурными формами и нашли нетривиальный образ, впрочем, разумеется не оставив при этом без внимания всю расчётную подоплеку и прагматическую сторону проекта.
|