Дом и художественная галерея коллекционера Антонио Далле Ногаре в Южном Тироле по проекту Вальтера Ангонезе и Андреа Марастони.
Дом коллекционера Антонио Далле Ногаре. Изображение предоставлено студией Вальтера Ангонезе
Частные коллекции тяжело показать на карте, особенно если их владельцы избегают публичности: ведь многие из них предпочитают делиться своими сокровищами лишь с узким кругом друзей. Существуют, конечно, и обратные ситуации, когда коллекционер открывает свои владения для всех желающих в определенные дни недели или по предварительной договоренности, а иногда – и на постоянной основе, как полноценный музей. Такие галереи отличаются разнообразной архитектурой и могут быть старинными палаццо в исторических городах (Палаццо Грасси в Венеции с коллекцией Франсуа Пино), замками в живописной местности или частными домами (Галерея Goetz в Мюнхене).
Дом коллекционера Антонио Далле Ногаре. Изображение предоставлено студией Вальтера Ангонезе
Итальянский коллекционер Антонио Далле Ногаре – один из ведущих в Европе – решил построить, как он сам его называет, «личное пространство для искусства» на окраине города Больцано, совмещающее на общей площади в 2 400 м2 жилье и художественную галерею. Для воплощения этой идеи он пригласил известных местных архитекторов: Вальтера Ангонезе и Андреа Марастони. Строительные работы были выполнены собственной строительной компанией господина Далле Ногаре (этот бизнес он унаследовал от отца).
Дом коллекционера Антонио Далле Ногаре. Изображение предоставлено студией Вальтера Ангонезе
Рельеф участка имеет очень крутой уклон, зато оттуда открывается панорама города. Ранее там находилось здание 1980-х годов, принадлежавшее семье Далле Ногаре, которое ради нового проекта было частично снесено. По строительным нормам региона, выше поверхности земли мог оставаться лишь имевшийся объем, а новые функции должны были быть помещены под землю. Все дело в том, что в Южном Тироле очень трепетно относятся к пейзажу, и в определенных зонах возведение новых зданий просто невозможно, однако в ходе реставрации или реконструкции существующие объекты могут быть изменены. В случае с галерейными пространствами, подземное расположение было даже к лучшему, так что такое архитектурное решение оказалось логичным. Проект требовал значительных земляных работ, и часть извлеченного материала была впоследствии использована при новом строительстве.
Дом коллекционера Антонио Далле Ногаре. Изображение предоставлено студией Вальтера Ангонезе
Реализованный через три года проект назвали «домом коллекционера». Сегодня он служит не только жильем Антонио Далле Ногаре и его семьи, художественной галереей, куда, кстати говоря, можно попасть абсолютно бесплатно, предварительно договорившись по телефону или электронной почте, но и резиденцией для художников (как правило, приглашаются два человека в год). Владелец дома считает, что только наблюдая за рождением произведения, можно действительно проникнуть в его суть. Интересным фактом является то, что художник, которому предлагается жить и работать в доме, совершенно не обязан отчитываться о результатах своей работы и устраивать финальную выставку: все зависит от его желаний.
Дом коллекционера Антонио Далле Ногаре. Изображение предоставлено студией Вальтера Ангонезе
Каким же получился дом коллекционера? Первое, что бросается в глаза – это большая изогнутая стена, которая, по замыслу архитекторов, должна была стать визуальным посредником между интерьером и пейзажем Тироля вокруг. Объем здания очень хорошо вписан в среду, и со стороны кажется, что он как бы слеплен из отдельных элементов, подобно некой органической форме, естественным образом разросшейся на склоне.
Дом коллекционера Антонио Далле Ногаре. Изображение предоставлено студией Вальтера Ангонезе
За тем, что происходит внутри художественной галереи, можно наблюдать через два окна в зеленом склоне. Галерейная часть занимает два нижних подземных уровня и включает в себя пять пространств, самое крупное из которых составляет 400 м2. Чистота деталей здесь кажется невероятной: пол из узких досок светлого дерева, естественное освещение, проникающее сверху, необходимое техническое оснащение, контролирующее влажность и температуру. Архитекторы и заказчик проделали большую аналитическую работу, прежде чем приступить к реализации, в частности, они посетили многие мировые музеи – от лондонской Тейт до небольших кунстхалле в Австрии и Швейцарии.
Дом коллекционера Антонио Далле Ногаре. Изображение предоставлено студией Вальтера Ангонезе
В здании также есть библиотека по искусству, которая доступна всем желающим – опять-таки, по предварительной договоренности – и служит промежуточной зоной между находящимися под ней выставочными пространствами и расположенным выше домом семьи Далле Ногаре. Хозяева живут на самом верхнем этаже, а все остальные жилые площади предоставляются художникам как резиденция.
Дом коллекционера Антонио Далле Ногаре. Изображение предоставлено студией Вальтера Ангонезе
Антонио Далле Ногаре признается, что создавал свою коллекцию, опираясь на собственное чутье; также он поясняет: «Уже мой отец был коллекционером, и для меня, как и для моего брата Йозефа, это увлечение стало чем-то естественным с самого детства». С такой же удивительной естественностью он делится своей страстью с другими, позволяя им увидеть шедевры от XVIII века до наших дней в «доме коллекционера» (и это жилище само по себе – тоже произведение искусства), который, как считают архитекторы, через полвека покроется «патиной времени» и сольется с южнотирольским пейзажем, став его продолжением.Дом коллекционера Антонио Далле Ногаре. Изображение предоставлено студией Вальтера Ангонезе
Дом коллекционера Антонио Далле Ногаре. Изображение предоставлено студией Вальтера Ангонезе
Дом коллекционера Антонио Далле Ногаре. Изображение предоставлено студией Вальтера Ангонезе
Дом коллекционера Антонио Далле Ногаре. Изображение предоставлено студией Вальтера Ангонезе
Дом коллекционера Антонио Далле Ногаре. Изображение предоставлено студией Вальтера Ангонезе
Дом коллекционера Антонио Далле Ногаре. Изображение предоставлено студией Вальтера Ангонезе
Дом коллекционера Антонио Далле Ногаре. Изображение предоставлено студией Вальтера Ангонезе
Дом коллекционера Антонио Далле Ногаре. Изображение предоставлено студией Вальтера Ангонезе
Дом коллекционера Антонио Далле Ногаре. Изображение предоставлено студией Вальтера Ангонезе
Дом коллекционера Антонио Далле Ногаре. Изображение предоставлено студией Вальтера Ангонезе
Дом коллекционера Антонио Далле Ногаре. Изображение предоставлено студией Вальтера Ангонезе
Дом коллекционера Антонио Далле Ногаре. Изображение предоставлено студией Вальтера Ангонезе
Дом коллекционера Антонио Далле Ногаре. Изображение предоставлено студией Вальтера Ангонезе
Дом коллекционера Антонио Далле Ногаре. Изображение предоставлено студией Вальтера Ангонезе
Дом коллекционера Антонио Далле Ногаре. Изображение предоставлено студией Вальтера Ангонезе
Дом коллекционера Антонио Далле Ногаре. Изображение предоставлено студией Вальтера Ангонезе
Дом коллекционера Антонио Далле Ногаре. Изображение предоставлено студией Вальтера Ангонезе
Дом коллекционера Антонио Далле Ногаре. Изображение предоставлено студией Вальтера Ангонезе
Дом коллекционера Антонио Далле Ногаре. Изображение предоставлено студией Вальтера Ангонезе
Дом коллекционера Антонио Далле Ногаре. Изображение предоставлено студией Вальтера Ангонезе
Дом коллекционера Антонио Далле Ногаре. Изображение предоставлено студией Вальтера Ангонезе
Дом коллекционера Антонио Далле Ногаре. Изображение предоставлено студией Вальтера Ангонезе
Дом коллекционера Антонио Далле Ногаре. Изображение предоставлено студией Вальтера Ангонезе
Дом коллекционера Антонио Далле Ногаре. Изображение предоставлено студией Вальтера Ангонезе
Дом коллекционера Антонио Далле Ногаре. Изображение предоставлено студией Вальтера Ангонезе
Дом коллекционера Антонио Далле Ногаре. Изображение предоставлено студией Вальтера Ангонезе
|