Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

28.05.2016

«Львы» за уместность и изобретательность

Нина Фролова

На XV Венецианской биеннале архитектуры вручены награды лучшим участникам.

Главная мировая архитектурная выставка проходит в этот раз под девизом «Репортаж с фронта». Ее куратор Алехандро Аравена показывает там работы архитекторов, предлагающих реальные решения для глобальных проблем современности: перенаселенности городов, нищеты, изменений климата. В своем манифесте он назвал необходимые для успеха на нелегком поприще социально ответственной архитектуры качества: уместность – метода – и изобретательность – его автора.

Церемония награждения прошла в штаб-квартире биеннале, палаццо Ка-Джустиниан на Гранд-канале, в ней принял участие премьер-министр Итальянской республики Маттео Ренци, который объявил лауреатов в некоторых номинациях.

В этом ключе первого «Золотого льва», как и было объявлено заранее, вручили бразильцу Пауло Мендесу да Роша, патриарху сан-паульской школы архитектуры и лауреату «Притцкера», всегда очень внимательному к социальным проблемам и известному своими радикальными левыми взглядами.

Кунле Адейеми и бюро NLÉ. Плавучая школа Макоке в венецианском Арсенале. Фото: Нина Фролова
Кунле Адейеми и бюро NLÉ. Плавучая школа Макоке в венецианском Арсенале. Фото: Нина Фролова

«Серебряного льва» – «молодежную» награду – получили Кунле Адейеми и его бюро NLÉ, более всего известные своей плавучей школой для трущоб Макоко в Лагосе: ее копия в масштабе 1:1 построена сейчас в Арсенале.
Павильон Испании © fernando maquieira
Павильон Испании © fernando maquieira

«Золотого льва» за лучший национальный павильон получили испанцы: под заглавием «Незаконченное» они демонстрируют эффектную подборку построек, проектов, фотографических серий, показывающих, как архитекторы решают проблемы, возникшие после строительного бума, при этом сохраняя высокое качество проекта и его реализации. Это разнообразные реконструкции (кинотеатра под жилье, к примеру), здания-«вставки» между существующими сооружениями и т. д. Жюри были отмечены точный выбор кураторов и качество представленного материала.
Павильон Испании. Жилье Oropesa 9. Архитекторы Paredes Pedrosa © Luis Asín
Павильон Испании. Жилье Oropesa 9. Архитекторы Paredes Pedrosa © Luis Asín
Павильон Испании. Реконструкция кинотеатра под жилой дом Cine Lidia. Архитекторы Давид Тапиас (David Tapias), Нурия Сальвадо (Nuria Salvadó)
Павильон Испании. Реконструкция кинотеатра под жилой дом Cine Lidia. Архитекторы Давид Тапиас (David Tapias), Нурия Сальвадо (Nuria Salvadó)

Поощрительных премий были удостоены японский павильон с подборкой коллективного жилья от молодых архитекторов – их отличает «поэзия компактности» в плотной городской среде, считает жюри – и экспозиция Перу, посвященная строительству модульных школ в джунглях Амазонии.
Павильон Японии. Фото: Нина Фролова
Павильон Японии. Фото: Нина Фролова
Павильон Японии. Фото: Нина Фролова
Павильон Японии. Фото: Нина Фролова
Павильон Японии. Фото: Нина Фролова
Павильон Японии. Фото: Нина Фролова
Павильон Перу. Фото: Юлия Тарабарина
Павильон Перу. Фото: Юлия Тарабарина
Павильон Перу. Фото: Юлия Тарабарина
Павильон Перу. Фото: Юлия Тарабарина
Павильон Перу. Фото: Юлия Тарабарина
Павильон Перу. Фото: Юлия Тарабарина
Павильон Перу. Фото: Юлия Тарабарина
Павильон Перу. Фото: Юлия Тарабарина

«Золотого льва» за лучший проект в основной экспозиции получили парагвайские архитекторы Gabinete de Arquitectura во главе с Солано Бенитесом: в условиях дефицита почти всех возможных ресурсов и острых социальных проблем он создает из сочетания наиболее доступного материала – кирпича – самые разные конструкции, от «сборных панелей» (раствор заливается между двумя слоями кирпича) до сложных криволинейных структур, в зависимости от текущих потребностей. Причем для реализации его проектов достаточно неквалифицированных рабочих.
Кирпичная арка Солано Бенитеса и Gabinete de Arquitectura. Фото: Нина Фролова
Кирпичная арка Солано Бенитеса и Gabinete de Arquitectura. Фото: Нина Фролова

Мария Джузеппина Грассо Канаццо получила поощрительную премию как участник основной экспозиции: 40 лет ее творчества в Южной Сицилии – образец работы в очень малом масштабе, который позволяет улучшить жизнь людей, избегая прессинга капитализма: эти проекты слишком малы для ячеек его «сети».
Экспозиция Марии Джузеппины Грассо Канаццо. Фото: Юлия Шишалова
Экспозиция Марии Джузеппины Грассо Канаццо. Фото: Юлия Шишалова
Экспозиция Марии Джузеппины Грассо Канаццо. Фото: Юлия Шишалова
Экспозиция Марии Джузеппины Грассо Канаццо. Фото: Юлия Шишалова