Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

25.05.2016

Мортен Лёвсет: «Мы создаем для Норвегии современный бренд»

Нина Фролова

Мортен Лёвсет, главный архитектор программы «Национальные туристические дороги Норвегии», приехал в Москву на открытие выставки speech: norway и рассказал Архи.ру о своей работе.

«Национальные туристические дороги» (National Tourist Routes) – проект Норвежского управления государственных дорог (Norwegian Public Roads Administration) по использованию существующей разветвленной дорожной сети как туристических маршрутов, по которым можно попасть в самые живописные районы Норвегии. Для привлечения туристов дороги снабжаются инфраструктурой по проектам ведущих норвежских и зарубежных архитекторов, в том числе бюро «Снёхетта», Петера Цумтора, Сами Ринталы, Рейульфа Рамстада, Тодда Сондерса.

Фотовыставка speech: norway – «Национальные туристические дороги Норвегии» открылась в московском ЦДХ в рамках экспозиции Арх Москва и Московской биеннале архитектуры и продлится до 19 июня 2016 года. Ее организовал журнал speech: при поддержке Посольства Норвегии в России. Куратором выступила Анна Мартовицкая, а дизайн экспозиции разработали Сергей Чобан и Андрей Перлич.

Тодд Сондерс. Смотровая площадка Стегастейн на маршруте Аурланн. 2006. Фото ©  Kjetil Rolseth
Тодд Сондерс. Смотровая площадка Стегастейн на маршруте Аурланн. 2006. Фото © Kjetil Rolseth



– Архитектурные проекты норвежской программы «Национальные туристические дороги» хорошо известны: их много публикуют, в том числе благодаря их эффектности. Но именно эта эффектность и вызывает у меня вопрос: обычно при работе с уникальными ландшафтами любые рукотворные объекты стараются сделать как можно более незаметными, чтобы не нарушать природную среду, а вы пошли другим путем. Какая идея за этим стояла?

­– Проект «Национальные туристические дороги» начался 20 лет назад, когда мы искали прекрасные ландшафты, чтобы соединить их этими туристическими маршрутами. В результате, мы нашли 18 маршрутов, которые очень различаются: одни идут по фьордам, другие – по горам, третьи позволяют полюбоваться водопадами, и так далее. Главной нашей задачей было сохранить уже существовавшие дороги, не менять их – сохраняя таким образом ландшафт. Новые сооружения, которые мы задумали, начались – из-за «охранных» ограничений – с маленьких смотровых площадок и подобных вещей. Прошло несколько лет, и мы начали возводить более эффектные постройки.

В каком-то смысле ответ на ваш вопрос – это стремление создать контраст. Мы хотели возводить современные объекты, принадлежащие нашему времени – это была важная цель. И получающийся контраст современных построек и ландшафта мне кажется очень интересным. Тысячи лет у гор и фьордов, на склонах холмов строили фермы, вы их встречаете все время и в наши дни, и в каком-то смысле «Национальные туристические дороги Норвегии» делают то же самое: помещают в ландшафт контрастирующие с ним здания. На выставке представлены фото наших сооружений, но на самом деле каждый из маршрутов – это только горы и фьорды, архитектура там составляет совсем малую часть: это смотровая площадка, где можно сделать фотографию, или придорожный туалет. Причем некоторые санитарные сооружения – довольно большие, так как каждое лето у нас бывает до 700 000 посетителей. Поэтому нам нужны также и очень крупные парковки, нужны туалеты, магазины сувениров, кафе… Самые большие сооружения расположены на [очень популярной] дороге Троллстиген («Лестница троллей»). Иногда нам приходилось сносить существовавшие на маршрутах старые сооружения, потому что они уже не вписывались в программу, следить, чтобы там продавались качественные сувениры, и так далее.

Рейульф Рамстад. Смотровая площадка над дорогой Тролльстиген на одноименном маршруте. Фото © Jarle Wæhler / Statens vegvesen
Рейульф Рамстад. Смотровая площадка над дорогой Тролльстиген на одноименном маршруте. Фото © Jarle Wæhler / Statens vegvesen



– Высококачественная архитектура, которую заказывает руководство «Национальных туристических дорог Норвегии», привлекает внимание архитекторов по всему миру. А замечают ли, ценят ли ее тысячи туристов, которые ездят по этим маршрутам каждый год? Или они воспринимают ее как нечто функциональное, им интересны лишь ландшафты?

­­ – Мне сложно сказать, так как я не проводил такой опрос, но я знаю, что журналисты много пишут о нас, а когда журналисты пишут, то и туристы к нам приезжают. Я думаю, людям эта архитектура нравится. К примеру, на маршруте по побережью Эрсфьордстранда, это очень красивый фьорд на севере Норвегии, мы построили золотой туалет, и я думаю, что половина населения нашей страны знает об этом месте благодаря этому туалету, и большинство приезжающих туда туристов хотят посмотреть в первую очередь именно на него. Конечно, это не настоящее золото, это алюминиевые панели с латунным покрытием, но он так и называется: «Золотой туалет». В какой-то степени мы подчеркиваем таким образом природное окружение, люди запоминают эти места, или даже хотят посетить то, что раньше казалось довольно скучным. Поэтому мы следим за качеством архитектуры и демонтируем те старые сооружения, которые не соответствуют нашим стандартам. К тому же было бы сложно представлять на выставках, которые мы показываем по всему миру, наши маршруты как только одну природу, поэтому мы рекламируем и природу, и архитектуру.

Tupelo Arkitektur. Туалет на маршруте Эрсфьордстранда. 2015. Фото © Per Ritzler / Statens vegvesen
Tupelo Arkitektur. Туалет на маршруте Эрсфьордстранда. 2015. Фото © Per Ritzler / Statens vegvesen



В том числе это создание нового бренда для нашей страны, потому что – что такое Норвегия? Это фьорды, горы, древние деревянные церкви-ставкирки, это скрипка с восемью струнами, это национальные костюмы – все это довольно «националистическое», поэтому теперь мы пытаемся сделать новый бренд. «Национальные туристические дороги» – это современный бренд Норвегии.

Безусловно, архитектурная составляющая привлекает особое внимание специалистов. Так, мы реализуем уже вторую постройку Петера Цумтора для нас – в очень отдаленном месте, так туда приезжали целые автобусы студентов-архитекторов, только чтобы взглянуть на стройплощадку! [первая работа Цумтора для этого заказчика – мемориал сожжённым ведьмам в Вардё, о котором писал Архи.ру].

Петер Цумтор. Мемориал Стейлнесет в Вардё на маршруте Варангер. 2011. Фото © Bjarne Riesto / www.riesto.no
Петер Цумтор. Мемориал Стейлнесет в Вардё на маршруте Варангер. 2011. Фото © Bjarne Riesto / www.riesto.no



– Так как мы говорим о природе, о в значительной степени нетронутой человеком природной среде, экологический аспект очень важен. Как вы добиваетесь «устойчивости» в своих проектах?

– Норвежское законодательство в обязательном порядке требует от новых проектов «устойчивости», но для нас это не так важно, так как мы используем дерево и долговечные материалы, наши постройки зимой не отапливаются, поэтому мы не тратим много энергии. При этом мы не строим новые дороги, сохраняем старые, поэтому мы мало влияем на среду.

Jensen & Skodvin. Ландшафтный отель Juvet на маршруте Троллстиген. 2008. Фото © Jan Olav Jensen (joj), Jensen & Skodvin Arkitektkontor as
Jensen & Skodvin. Ландшафтный отель Juvet на маршруте Троллстиген. 2008. Фото © Jan Olav Jensen (joj), Jensen & Skodvin Arkitektkontor as



– К примеру, одно из ваших зданий в будущем надо будет снести по причине ветхости: останется ли от него вредный для природы «след»?

– Наши объекты небольшие, это не составит проблемы. При этом мы постоянно применяем переработанные материалы, к примеру, из старого асфальта мы делаем новый – измельчаем его в порошок, добавляем связующее и вновь используем. Мы стараемся строить немного, предпочитаем дерево и бетон. Конечно, за 100–150 лет дерево сгниет, но это обычно очень простые сооружения, которые легко будет заменить.
беседовала: Нина Фролова
Сторсезандетский мост на маршруте «Атлантическая дорога». 1989. Фото © Jarle Wæhler / Statens vegvesen
Сторсезандетский мост на маршруте «Атлантическая дорога». 1989. Фото © Jarle Wæhler / Statens vegvesen