В 2006 году проект Марека Будзинского и Збигнева Бадовского победил в открытом международном конкурсе c 14 участниками. Полное название театра – «Опера и филармония Подляска. Европейский центр искусства в Белостоке». Театр задуман как грандиозный центр общеевропейского значения, способный стимулировать культурную жизнь и повысить туристическую привлекательность небольшого города[1] вблизи восточной границы страны. Строительство было профинансировано Евросоюзом и продолжалось восемь лет.
Комплекс расположен недалеко от центра Белостока, в окружении парков. Авторская идея учитывает поликультурную специфику восточной части Польши: здание театра и окружающее пространство призвано установить символическую связь между старым еврейским кладбищем и небольшим православным некрополем с маленькой одноглавой церковью. Идею диалога культур развивает соседство костёла Св. Роха.
Образ театра решён как храм искусства и природы. Характерная для Марека Будзинского колоннада главного фасада, а также открытый амфитеатр – главные акценты темы культуры и традиции. Ей вторит тема природы: зелёное пространство близлежащего парка перетекает в озеленённые фасады театра, его зелёную крышу и далее – в заросли исторических некрополей.
Комплекс включает продуманную систему культурно-природных связей. Улица Одесская, на которую выходит главный фасад, становится «осью искусства», на которую Будзинский «нанизывает» расположенный поблизости театр кукол, а также кинотеатр. При этом улица осталась по преимуществу пешеходной, с обозначенной полосой одностороннего автомобильного движения на низкой скорости 5-10 км/ч. Авторы продолжили эту короткую улицу, чтобы связать ул. Млынову с улицей Калиновского; к ней примкнула площадь Станислава Манюшки в виде обильно озеленённого партерного сквера. Предусмотрена возможность как «парадного» подъезда к главным входам Оперы, театра кукол и кинотеатра, так и заезда в подземные паркинги. Не только новый оперный театр, но и вся территория получила продуманную систему наземных и подземных автостоянок.
Таким образом, разрозненные объекты и зелёные зоны, перемежающиеся с пустырями, были объединены в цельное, осмысленное пространство, пронизанное наглядными символическими связями и удобными коммуникациями.
Театр имеет достаточно свободный план, ядро которого – коробка большого зрительного зала и сцены. Её кубический, поросший зеленью объём решительно доминирует в окружающем пространстве, тогда как остальные помещения размещены в двух нижних ярусах и вписаны в пологий зелёный холм. Два подземных этажа занимают сценические трюмы и парковки.
Помимо главной сцены, опера «Подляска» имеет дополнительную малую сцену для камерных концертов и драматических спектаклей. К северо-западному склону «холма» примыкает открытый амфитеатр. Включение последнего в композицию «Подляски» обусловлено памятью места: раньше здесь находился музыкальный Амфитеатр имени знаменитого польского органиста Чеслава Немена, построенный в 1970-е годы.
Колоннада сильно распластанного главного фасада облицована нержавеющей сталью и увита зеленью, ползущей по специальным сеткам. Парадный вход смещён относительно центра и имеет вид экседры, накрытой сверху плоским стеклянным колпаком с ажурным металлическим каркасом.
За прозрачной стеклянной стеной располагается просторное и чрезвычайно динамичное пространство фойе. Когда попадаешь сюда, глазу открываются две перспективы: первая, с двумя узкими стеклянными лестницами и строем простых цилиндрических колонн, вытянута вдоль главного фасада. Здесь расположен гардероб и вход в партер, а также открытые узкие лестницы, ведущие наверх. В стилистике доминирует хай-тек.
Вторая перспектива, продолжающая ось главного входа, через торжественные пропилеи и широкую лестницу ведёт к фойе на уровне лож – пространство сакрализированное и мифологизированное. Оригинальный декор из рельефного стекла с нотными текстами украшает пропилеи и колонны.
В разнонаправленных по стилю и расположению холлах осуществляется зримое взаимодействие традиционного театрального облика с современной функциональностью. Фойе могут использоваться как выставочные площадки, независимо от проведения музыкальных спектаклей.
Главный зрительный зал, чей интерьер спроектирован Жоржем Изенуром (Georg Izenour),рассчитан на 1000 мест: 664 в партере, 241 на балконе и 95 в ложах. Возможна его трансформация в разновеликие пространства под нужды концертного зала, драматического театра и конференц-зала. В насыщенной полихромии современного пространства зала серо-синий цвет стен сочетается с зелёными и красными креслами. Не характерный для исторических оперных залов интенсивный контраст зелёного и красного, наделяет пространство эмоциональной динамикой и пронизывает ощущением животворной энергии.
Театральное оборудование оперы Подляска – одно из самых современных в Европе. Верх зрительного зала образуют подвижные стеклянные экраны, которые обеспечивают освещение и акустику и одновременно выполняют важную декоративную функцию. Огромные сценические трюмы предусматривают возможность трансформации и быстрой смены декораций. Необычны ограждения ярусов, в которых использованы мотивы нотных линеек. Стены украшены реалистичными скульптурами музицирующих и танцующих фигур.
В отличие от верхнего сада библиотеки Варшавского университета тех же авторов, зелёная крыша оперы в Белостоке имеет вид естественного луга с полевой растительностью; с неё открывается панорамный вид Белостока.
Огромный живописный комплекс воспринимается не сразу, а по мере его обхода, в захватывающем развитии монументальной пространственной драматургии. Ясно читается идея театра как священного храма муз, который возвышается над идеологическими, национальными и конфессиональными противоречиями.