Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

19.04.2016

Востребованность малоэтажного / видео

Архитектор:
Юлий Борисов
Мастерская:
UNK

Видеозапись практической сессии «Малоэтажные жилые комплексы: создание востребованного продукта – от замысла до упаковки».

Конференция, посвященная проблемам строительства малоэтажных жилых комплексов, состоялась 12 апреля в гостинице Radisson Royal. Публикуем видеозапись выступления архитектора, руководителя бюро UNK project Юлия Борисова, а также представителей девелоперских компаний: Натальи Шаталиной из «МИЭЛЬ-Новостроек» и Раисы Манашировой из SDI Group.

Юлий Борисов высказал на конференции предложение о внедрении системы «конструктор» – набора нескольких типовых решений планировки, фасадов и генплана. Их различное комбинирование сможет предоставить практически индивидуальные варианты для каждой квартиры, в два раза сократив расходы.


 

***

Юлий Борисов о малоэтажном жилье
текст выступления

Малоэтажные жилые комплексы: создание востребованного продукта – от замысла до упаковки. Практическая сессия 12 апреля. Архитектор Юлий Борисов. Фотография © Павел Хоменко
Малоэтажные жилые комплексы: создание востребованного продукта – от замысла до упаковки. Практическая сессия 12 апреля. Архитектор Юлий Борисов. Фотография © Павел Хоменко
«Немного странно от архитектора слышать, КАК сделать малоэтажный поселок. Обращения в наше бюро показывают, что малоэтажные проекты на данный момент имеют взрывной рост. Этому способствуют сразу несколько факторов:
  • возникает достаточно серьезный административный барьер. Есть определенный мораторий не только в Подмосковье, но и в других городах на строительство в условно сельской местности 12 этажных домов. Это, соответственно, административным способом заставляет девелоперов переформатировать свои проекты;
  • на мой взгляд, потенциал комфортности 12 этажных домов сейчас уже на пике. Даже если мы панельные или монолитные дома сделаем с улучшенной отделкой, высокими первыми этажами, добавим детские сады и т.д., то принципиально это новое жилье ничем не будет отличаться от домов, построенных 50 лет назад. Весь мировой опыт подсказывает, что для жителя комфортен сегмент малоэтажного строительства. Поскольку это, с одной стороны, близость к земле, во-вторых – создает определенное комьюнити, в третьих – это жилье, которое будет ликвидно дольше, нежели чем многоэтажное.
Данные от компании «Метриум Групп» показывают, что доля малоэтажного строительства набирает оборот. В 2011 году его доля составляла 10%, сейчас потихоньку увеличивается, и есть предположение, что к 2018 году займет 50%. Со своей стороны мы наблюдаем увеличение запросов именно по малоэтажному строительству из регионов – Владивостока, Воронежа, Урала и т.д.

Возвращаясь к вопросу «Как сделать проект успешным?» даю очень простой совет: вам нужен качественный рецепт, хорошие ингредиенты, оборудование на кухне и сам повар. Своим коллегам, партнерам и заказчикам всегда говорю, что есть одеяло, и его тянут обычно 4 человека. Это условная администрация (наши некие ограничители), подрядчик (речь не только о строителе, но и возможностях строительного комплекса), это проектировщики и сам заказчик. Если одна из сторон сильно тянет (высокопрофессиональна), то на одеяле будет складка и продукт в итоге будет плохим. Поэтому, если вы девелопер качественный, но на российском уровне, вряд ли вам поможет Норман Фостер. Но, в то же время, и региональный проектный институт загубит проект. Все должны быть одного уровня, ментальности, и самое главное – подходов и целей. К ограничениям относятся бюджет и временные рамки. Стоимость высококлассных архитекторов, которые имеют опыт, понимание того, каким должен быть продукт составляет 6-9% от общего бюджета, стоимость среднего проектировщика – 4-5%.

Самая большая проблема при разработке качественного продукта – время. Чтобы создать уникальный, качественный продукт, отвечающий задачам, занимает в среднем: концепция – 4 месяца, стадия П и «рабочка» – 8 месяцев, стройка же занимает 24 месяца. Это те сроки, которые позволяют в нашем бюро и коллегам сделать хороший продукт. Зачастую девелоперы просят ускорить этот процесс, что иногда приводит к увеличению бюджета. И это важно осознавать. Опыт по ограничению бюджета и сроков приводит к тому, что многие из заказчиков готовы идти на потребление не полностью уникального продукта.

В свое время Н.С. Хрущев принял решение о том, что каждая семья из коммуналок должна была прийти к отдельной квартире. Таким образом, появилась программа по индустриальному домостроению. Она позволила решить вопрос. Хорошо или плохо – это второй вопрос. Но возможность создания массового продукта, который на то время отвечал характеристикам комфортности, была решена.

Сейчас, если улучшится экономическая ситуация, будет строительный «взрыв» Новой Москвы. И чтобы обеспечить застройку уникальными объектами попросту, на мой взгляд, не хватит архитекторов.
Возможно 2 варианта выхода из ситуации: либо резко возрастет стоимость, либо появятся некачественные проекты. Чтобы этого избежать, мы сейчас делаем некий «конструктор». Его основные элементы – планировочные решения, фасадные решения и градостроительные решения. Для себя мы посчитали, что если в каждом этом элементе сделать 5 типов, то получится 3 в пятой степени, а это – 243 варианта. Вы понимаете, что это уже достаточно уникальное решение.

Вы спросите, что это дает? Такая система проектирования позволяет оптимизировать расходы до 50%, самое главное – сроки проектирования до 60%. Если вы получаете готовый пакет, то дальше либо с помощью авторов, либо локальных проектировщиков адаптируете фундаменты и начинаете строить.
Все мы пытаемся избежать рисков, никто не хочет экспериментировать. Если где-то фасадные решения уже опробованы и есть отзывы, в том числе эксплуатации, это позволяет избежать рисков и рекламации у покупателей. Никто не хочет сделать классный проект и потом на гарантиях «подрубить» экономику.
«Конструктор» позволяет на начальном этапе провести исследование предпочтений Целевой Аудитории и определить стоимость строительства».
Малоэтажные жилые комплексы: создание востребованного продукта – от замысла до упаковки. Практическая сессия 12 апреля. Архитектор Юлий Борисов. Фотография © Павел Хоменко
Малоэтажные жилые комплексы: создание востребованного продукта – от замысла до упаковки. Практическая сессия 12 апреля. Архитектор Юлий Борисов. Фотография © Павел Хоменко
Юлий Борисов подробно рассказал о построенном объекте UNK – ЖК «Голландский квартал» в Ивантеевке. Проект разработан в условиях жёстких градостроительных ограничений. Архитекторы использовали строчную застройку, при этом удалось добиться как «дворов без машин», так и достаточно комфортной среды для жителей. В квартале использован формат 4+ – четырехэтажные дома с мансардами. На фасадах синтетическая штукатурка по минеральной вате сочетается с отделкой клинкерным кирпичом.
 
***

Раиса Манаширова,
коммерческий директор SDI Group, девелопер проекта «Аккорд. Smart-квартал», сформулировала основные характеристики малоэтажного проекта, которые помогут девелоперу создать продукт, востребованный на рынке.
Малоэтажные жилые комплексы: создание востребованного продукта – от замысла до упаковки. Практическая сессия 12 апреля. Раиса Манаширова, коммерческий директор SDI Group. Фотография © Павел Хоменко
Малоэтажные жилые комплексы: создание востребованного продукта – от замысла до упаковки. Практическая сессия 12 апреля. Раиса Манаширова, коммерческий директор SDI Group. Фотография © Павел Хоменко

краткое изложение выступления:

«Одним из главных условий успеха проекта является транспортная доступность, покупатели квартир в «малоэтажках», строящихся за МКАД, в первую очередь,обращают внимание именно на этот критерий. Особое внимание покупатели стали уделять и архитектурной концепции жилых кварталов. Визуальное восприятие – это то, с чего начинается знакомство людей со своим будущим домом.

Если раньше запуск инфраструктуры, как правило, планировался вместе с вводом второй и третьей очереди, то нынешние условия диктуют иной подход. Прислушавшись к пожеланиям клиентов, мы пересмотрели план планировки территорий, чтобы обеспечить будущих жильцов первой очереди необходимой инфраструктурой с момента заселения – детский сад и торговый центр будут введены в эксплуатацию уже с первыми четырьмя домами, а впоследствии в комплексе поочередно откроют свои двери школа, поликлиника, ФОК с бассейном и прочие важные для комфорта объекты.

Кроме того, порядка 30% клиентов, уже купивших квартиры в жилом комплексе, проявили желание инвестировать в коммерческие площади, развивая собственный бизнес в шаговой доступности от собственного места жительства.

Системы охранной сигнализации, контроля периметра территории и система «умный дом», которые с развитием технологий стали доступны и в массовом сегменте, а также наличие лифтов в малоэтажных комплексах соответствуют представлениям покупателей о комфортной жилой среде, формируют доверие к проекту и его позитивный имидж».
Малоэтажные жилые комплексы: создание востребованного продукта – от замысла до упаковки. Практическая сессия 12 апреля. Николай Трофимов, Раиса Манаширова, Александр Шибаев. Фотография © Павел Хоменко
Малоэтажные жилые комплексы: создание востребованного продукта – от замысла до упаковки. Практическая сессия 12 апреля. Николай Трофимов, Раиса Манаширова, Александр Шибаев. Фотография © Павел Хоменко
Малоэтажные жилые комплексы: создание востребованного продукта – от замысла до упаковки. Практическая сессия 12 апреля. Юлий Борисов, Борис Цыркин, Наталья Шаталина. Фотография © Павел Хоменко
Малоэтажные жилые комплексы: создание востребованного продукта – от замысла до упаковки. Практическая сессия 12 апреля. Юлий Борисов, Борис Цыркин, Наталья Шаталина. Фотография © Павел Хоменко
Малоэтажные жилые комплексы: создание востребованного продукта – от замысла до упаковки. Практическая сессия 12 апреля. Борис Цыркин, управляющий партнер Kaskad Family. Фотография © Павел Хоменко
Малоэтажные жилые комплексы: создание востребованного продукта – от замысла до упаковки. Практическая сессия 12 апреля. Борис Цыркин, управляющий партнер Kaskad Family. Фотография © Павел Хоменко
Малоэтажные жилые комплексы: создание востребованного продукта – от замысла до упаковки. Практическая сессия 12 апреля. Фотография © Павел Хоменко
Малоэтажные жилые комплексы: создание востребованного продукта – от замысла до упаковки. Практическая сессия 12 апреля. Фотография © Павел Хоменко
Малоэтажные жилые комплексы: создание востребованного продукта – от замысла до упаковки. Практическая сессия 12 апреля. Фотография © Павел Хоменко
Малоэтажные жилые комплексы: создание востребованного продукта – от замысла до упаковки. Практическая сессия 12 апреля. Фотография © Павел Хоменко
Малоэтажные жилые комплексы: создание востребованного продукта – от замысла до упаковки. Практическая сессия 12 апреля. Фотография © Павел Хоменко
Малоэтажные жилые комплексы: создание востребованного продукта – от замысла до упаковки. Практическая сессия 12 апреля. Фотография © Павел Хоменко
Малоэтажные жилые комплексы: создание востребованного продукта – от замысла до упаковки. Практическая сессия 12 апреля. Фотография © Павел Хоменко
Малоэтажные жилые комплексы: создание востребованного продукта – от замысла до упаковки. Практическая сессия 12 апреля. Фотография © Павел Хоменко
Малоэтажные жилые комплексы: создание востребованного продукта – от замысла до упаковки. Практическая сессия 12 апреля. Фотография © Павел Хоменко
Малоэтажные жилые комплексы: создание востребованного продукта – от замысла до упаковки. Практическая сессия 12 апреля. Фотография © Павел Хоменко