Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

04.04.2016

«Гаудианская пещера» против девелоперов-халтурщиков

Ирина Лепницкая
Объект:
Вилла «Каса-дель-Акантиладо»
Адрес:
Испания, Салобренья.
Мастерская:
GilBartolomé
Авторский коллектив:
Collaborators: Alfonso Peralta, Fabián Andrés Lizarazo, Blanca Perez
 

Авторы считают свой подход прыжком от компьютерных моделей к ручному производству и противопоставляют его индустриальному методу строительства, считая более качественным и дешёвым.

Дом на склоне. GilBartolomé, 2016. Фотография © Jesus Granada
Дом на склоне. GilBartolomé, 2016. Фотография © Jesus Granada

Дом, врезанный в крутой – 42 градуса – склон скалы в окрестностях Гранады, недалеко от Альгамбры, спроектирован и построен архитекторами Пабло Гил и Хайме Бартоломе из мадридского бюро GilBartolomé, для молодой пары с не слишком обширным бюджетом (впрочем, объём затрат не озвучивается). Будучи обнародован, проект вызвал шквал и восторга, и неприятия, прежде всего из-за подражания Антонио Гауди – чего авторы, впрочем, и не отрицают, именуя свой проект, ни много ни мало, «современной гаудианской пещерой». Сверху он похож на морские волны, а снизу на шкуру вросшего в землю дракона – говорят архитекторы, практически исчерпывая таким образом возможности метафор и эпитетов для описания их проекта.
Дом на склоне. GilBartolomé, 2016. Фотография © Jesus Granada
Дом на склоне. GilBartolomé, 2016. Фотография © Jesus Granada
Дом на склоне. GilBartolomé, 2016. Фотография © Jesus Granada
Дом на склоне. GilBartolomé, 2016. Фотография © Jesus Granada
Дом на склоне. GilBartolomé, 2016. Фотография © Jesus Granada
Дом на склоне. GilBartolomé, 2016. Фотография © Jesus Granada
Дом на склоне. GilBartolomé, 2016. Фотография © Jesus Granada
Дом на склоне. GilBartolomé, 2016. Фотография © Jesus Granada
Дом на склоне. GilBartolomé, 2016. Фотография © Jesus Granada
Дом на склоне. GilBartolomé, 2016. Фотография © Jesus Granada

Двухэтажный дом с просторной гостиной и спальнями на втором этаже довольно глубоко врезан в землю, а вокруг коробки жилого объема устроен двойной чехол с воздушным карманом шириной 40 см по всему периметру; воздух в нём усваивает свою температуру прямо от земли – которая здесь круглогодично 19,5 по Цельсию – и используется потом для обогрева, охлаждения и вентиляции. Его поток регулируется электронно (включая контроль за влажностью), но сохраняется возможность усилить его поток вручную. Кроме того, крыша-фасад состоит из двух бетонных оболочек по 7 см толщиной каждая с 40-сантиметровым слоем изоляции между ними – он послужил опалубкой для верхней бетонной оболочки, что ещё и удешевило строительство, создав хорошую теплоизолирующую оболочку. Два описанных приема привели к тому, что дом не требует принудительных обогрева и вентиляции в течение всего года.
Дом на склоне. План. GilBartolomé, 2016
Дом на склоне. План. GilBartolomé, 2016
Дом на склоне. Разрез. GilBartolomé, 2016
Дом на склоне. Разрез. GilBartolomé, 2016
Дом на склоне. Разрез. GilBartolomé, 2016
Дом на склоне. Разрез. GilBartolomé, 2016

Пространство двухъярусной гостиной – безопорное с пролётом 14,5 метров, перекрыто волнистым потолком, который вторит форме бетонной скорлупы кровли: изгибы потолка направляют потоки морского бриза, попадающего внутрь через большое окно со сдвижным витражом, который открывает виды на Средиземное море и выход на две консольные террасы, где нижняя терраса – бассейн. Внутри гостиной устроено подобие амфитеатра, способного вместить до 70 гостей. В трёх спальнях на верхнем этаже – три отдельных окна под волнистой кровлей (как если бы у «дракона» был один рот от трагедийной маски, и три глаза). В каждом окне спальни помещён небольшой балкон с совершенно прозрачным стеклянным ограждением.
Дом на склоне. GilBartolomé, 2016. Фотография © Jesus Granada
Дом на склоне. GilBartolomé, 2016. Фотография © Jesus Granada
Дом на склоне. GilBartolomé, 2016. Фотография © Jesus Granada
Дом на склоне. GilBartolomé, 2016. Фотография © Jesus Granada
Дом на склоне. GilBartolomé, 2016. Фотография © Jesus Granada
Дом на склоне. GilBartolomé, 2016. Фотография © Jesus Granada
Дом на склоне. GilBartolomé, 2016. Фотография © Jesus Granada
Дом на склоне. GilBartolomé, 2016. Фотография © Jesus Granada
Дом на склоне. GilBartolomé, 2016. Фотография © Jesus Granada
Дом на склоне. GilBartolomé, 2016. Фотография © Jesus Granada

Форма потолка поддерживает тему пещеры, а мебель из стекловолокна и полиэфирной смолы, спроектированная специально для дома на компьютере, местами выпускает вверх отростки, явственно напоминающие сталагмиты. Впрочем вся эта диковатая и несколько даже кичёвая образность – от Гауди до пещеры – в проекте не главное.

Авторы идут дальше и видят в своей работе социальный месседж. Дом строился в 2015 году во время финансового кризиса, когда уровень безработицы был 26% в среднем по Испании, а в Гранаде еще выше, до 36%. Поэтому авторы спроектировали дом так, чтобы привлечь максимум ручного труда местных жителей и, насколько это возможно, отказаться от элементов, произведенных заводским способом. Опалубка кровли изготовлена согласно запатентованному методу местного инженера Мануэля Рохаса, с использованием очень эффективной, по утвержению архитекторов, металлической решетки. Цинковые чешуйки кровли также изготовлены на месте из листового металла и закреплены вручную. Изгибы потолка вручную же покрыты изнутри штукатуркой на основе гипса; мебель мастера сделали на месте по компьютерной модели, причем вносили даже какие-то собственные улучшения. Все эти технологии – архитекторы называют их прыгающими между ручным производством и компьютерными технологиями – позволили добиться достаточно высокого качества строительства, пи меньшей стоимости по сравнению с индустриальным производством. Более того, авторы уверены, что смогли продемонстрировать эффективность, удобство и дешевизну своей модели работы множеству рабочих стройке, и теперь новый подход имеет все шансы распространиться в Гранаде, конкурируя с индустриальным домостроительством.

«Строительная индустрия крупных девелоперов за последние двадцать лет приучила испанцев не требовать качества от жилых домов, принимая окружающую нас плохую архитектуру как неизбежность эпохи, – говорят архитекторы. – Наш дом демонстрирует, что возможен иной подход к строительству, что девелопер и потребитель могут достичь лучшего качества при приемлемой цене». Прямо луддиты какие-то. Их бы устами… Но получилось ведь. 
Дом на склоне. Эскиз. GilBartolomé, 2016
Дом на склоне. Эскиз. GilBartolomé, 2016
Дом на склоне. План. GilBartolomé, 2016
Дом на склоне. План. GilBartolomé, 2016
Дом на склоне. Проект мебели. GilBartolomé, 2016
Дом на склоне. Проект мебели. GilBartolomé, 2016
Дом на склоне. Проект мебели. GilBartolomé, 2016
Дом на склоне. Проект мебели. GilBartolomé, 2016