Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

13.03.2016

Из Вены в Будапешт за 18 минут: подписано первое соглашение о строительстве Hyperloop в Европе

Станция Hyperloop, эскиз, 2015 © Hyperloop, SpaceX
Станция Hyperloop, эскиз, 2015 © Hyperloop, SpaceX

Правительство Словакии 10 марта подписало соглашение, согласно которому Hyperloop Transportation Technologies (HTT) сможет построить линию скоростного общественного транспорта Hyperloop («гиперпетля») между столицами трех европейских государств: австрийской Веной, словацкой Братиславой и венгерским Будапештом, – сообщил Федерико Герини на Forbes.com. Два участка скоростной дороги: Вена-Братислава и Братислава-Будапешт, который сейчас и автомобили, и поезда проезжают в общей сложности за 4 часа, Hyperloop после полного запуска линии сможет преодолевать, первый -за 8 и второй – за 10 минут, поскольку скорость этого транспорта будущего – до 1220 км/час. «Дунайский тракт» Вена–Будапешт будет первой трассой скоростных капсул в Европе, хотя в конце января сообщалось о планах неназванного олигарха построить Hyperloop из Петербурга в Москву, который доставлял бы пассажиров из одной столицы в другую за 35 минут.

Впрочем, пока документы подписала только Словакия, о позиции правительств Австрии и Венгрии ничего не известно – уточняет Герини в своей статье; так что пока не известно, построят первую европейскую трассу сверхзвукового поезда, или нет. Про Россию тоже данных нет.

История идеи Hyperloop (видео):


Hyperloop – проект миллиардера Илона Маска, который также развивает проект электромобилей Tesla и многоразовых космических ракет SpaceX. Hyperloop – это, по идее основателя проекта, пятый вид транспорта; он представляет собой пассажирскую капсулу, которая движется на воздушной подушке внутри трубы с разреженным воздухом, что снижает сопротивление и позволяет достичь скорости вдовое большей, чем у самолета, не говоря уже о традиционных поездах. По словам Маска, создание системы Hyperloop ощутимо дешевле, чем строительство высокоскоростных железных дорог типа TGV. Первая Hyperloop от HTT сейчас строится на западном побережье США, между Лос-Анджелесом и Сан-Франциско, её планируют запустить в 2018 году, а стоит она $16 млрд. Другая компания, НТ (Hyperloop Technologies) одновременно строит другой тестовый участок скоростной трассы - в Лас-Вегасе.
Илон Маск на дублинском веб-саммите 2013 / Heisenberg Media, flickr, CC BY 2.0
Илон Маск на дублинском веб-саммите 2013 / Heisenberg Media, flickr, CC BY 2.0

В конце января 2016 были объявлены итоги конкурса компании SpaceX на дизайн капсулы сверхзвукового поезда; выиграла команда Массачусетского института технологии. Строительство первого уменьшенного прототипа уже началось в штаб-квартире компании, в калифорнийском Хоторне, и к лету 2016 его должны закончить.
Дизайн капсулы Hyperloop, победивший в конкурсе компании SpaceX, 2016 © MIT Hyperloop Team
Дизайн капсулы Hyperloop, победивший в конкурсе компании SpaceX, 2016 © MIT Hyperloop Team
***

Илон Маск впервые заявил о проекте «Гиперпетля» в 2012-м, а в 2013 появился документ на 58 страницах, описывающий концепцию проекта Hyperloop alpha. Текст альфы можно скачать на сайте проекта Hyperloop, в нем, в частности, содержится утверждение, что проект открытый, а также призыв ко всем желающим участвовать в его разработке и уточнении. Это созвучно утверждению Герини в «Форбсе» о том, что 500 сотрудников HTT трудятся, в основном, на будущее и почти бесплатно.

Эскизы Hyperloop alpha, 2013:
Эскизы из альбома Hyperloop alpha, 2013 © SpaceX
Эскизы из альбома Hyperloop alpha, 2013 © SpaceX
Эскизы из альбома Hyperloop alpha, 2013 © SpaceX
Эскизы из альбома Hyperloop alpha, 2013 © SpaceX
Эскизы из альбома Hyperloop alpha, 2013 © SpaceX
Эскизы из альбома Hyperloop alpha, 2013 © SpaceX