Гараж и склад дорожной соли Санитарного департамента Нью-Йорка
Адрес:
США,None,Нью-Йорк.
Мастерская:
Dattner Architects
WXY Architecture + Urban Design
Гараж дорожной техники и мусороуборочных машин со складом технической соли по проекту бюро Dattner Architects и WXY Architecture + Urban Design стал эффектным дополнением к ландшафту Манхэттена.
Комплекс из двух зданий, гаража и склада, расположен на берегу реки Гудзон; мимо проходит путь к Всемирному торговому центру, рядом расположены въезды в районы Сохо и Трайбека. Кроме важного градостроительного местоположения, этот коммунальный объект соседствует с существующим и строящимся дорогим жильем. Подобное соседство чуть не стоило проекту жизни: богатые и влиятельные жители выступили резко против строительства, причем им удалось замедлить процесс, поэтому от замысла до реализации прошло почти 10 лет. Учитывая заметную «локацию» и критику со стороны горожан, заказчики, городские Санитарный департамент (New York City Department of Sanitation) и Департамент проектирования и строительства (New York City Department of Design and Construction), а также Общественная комиссия по дизайну стремились дать этим утилитарным объектам качественную архитектуру.
Гараж рассчитан на 150 машин, для которых предусмотрены заправка, мойка и ремонтный отдел; также там имеются офисы, раздевалка и столовая на более чем 200 сотрудников. Он обслуживает три округа Манхэттена – 1-й, 2-й и 5-й. Площадь в почти 40 тыс. м2 распределена по 5 этажам: «рост» новостройки равен складам по соседству. От шума и вида машин горожан оберегают фасад с двойным остеклением и внешним экраном из 2600 алюминиевых ламелей. Этот экран также спасает интерьер от солнечного жара и света, причем в «обитаемых» частях здания, в частности, обращенных к югу зонах для персонала и ремонтных мастерских, положение ламелей можно менять в зависимости от текущего угла падения солнечных лучей.
Снаружи массу гаража скрадывают вертикальные линии алюминиевого экрана; человеческий масштаб задает сложенный из кирпича первый этаж, чуть отодвинутый от красной линии улицы по сравнению с остальным зданием. В темное время суток, когда интерьер освещен, можно видеть, что этажи внутри раскрашены в разные цвета – в зависимости от обслуживаемого округа. Сверху гараж закрывает зеленая кровля площадью 6 тыс. м2, засаженная 25 видами засухоустойчивых растений: она помогает собирать дождевую воду, которая затем используется для мытья машин и других технических нужд. Этот и другие экологические компоненты позволили проекту получить «золотой» сертификат LEED.
Рядом расположен склад на 5000 тонн дорожной соли – напоминающее абстрактную скульптуру или кристалл соли бетонное сооружение высотой в 21 м.
Из-за задержек в реализации и корректировки проекта по просьбам жителей и требованиям городских властей, бюджет его оказался очень значительным: гараж стоил 250 млн долларов, а склад – 21 млн, как сообщает архитектурный критик New York Times Майкл Киммельман, посвятивший этим постройкам целую статью. Однако на таком заметном месте вряд ли бы хорошо смотрелись дешевые ангары; кроме того, нынешние постройки гораздо лучше того, что они сменили: меньшего по размеру утилитарного гаража для коммунальных машин, где они часто не помещались и потому парковались прямо на улице, и стоянки для грузовиков компании UPS. Что до цен на недвижимость на прилегающих улицах, которым предрекали обвал из-за «неудачного соседства», так они даже успели вырасти.