Книга членкора РАН, профессора Владимира Седова – первое монографическое исследование, посвященное новгородской церкви Спаса на Ильине, хрестоматийно знаменитой прежде всего из-за сохранившихся в её интерьерах фресок Феофана Грека. Архитектуры памятника, без сомнения ключевого для истории новгородской архитектуры, так или иначе касаются все учебники и исторические очерки, но отдельной монографии храму до недавнего времени не было посвящено.
Книга заполняет этот пробел, рассказывая, впрочем, не только об архитектуре. Немногим меньше половины исследования посвящено контексту возникновения храма, истории «Словенского конца» – района Новгорода, в котором он был построен, и подробному, в двенадцати подразделах, рассмотрению истории строительной деятельности новгородских заказчиков: уличан и бояр. Такое пристальное внимание к заказчикам, подготовленное историографией последних тридцати лет российской архитектурной медиевистики, неудивительно, и в то же время оно позволяет дать в книге, фактически, документальный обзор практически всей строительной активности в Новгороде с XIII по XV век. Архитектура храма, в то же время, разобрана не менее подробно и сопоставлена как с североевропейской готической традицией, так и с аналогами зодчества Смоленского княжества XII–XIII веков. Картину завершает сравнение с другим ключевым памятником новгородской архитектуры, церковью Фёдора Стратилата, и предположение об авторе церкви Спаса, которому Владимир Седов даёт условное имя «мастера больших храмов». Одним словом, для историка архитектуры эта книга должна стать крайне увлекательным чтением. Издание сопровождено очень репрезентативным количеством иллюстраций – их немногим меньше двухсот, что позволяет предположить, что автор собрал всю или по меньшей мере почти всю графику, которая скрупулезно знакомит читателей с, без преувеличения, главным памятником архитектуры средневекового Новгорода.