Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

21.01.2016

Дом Бурова на Ленинградском проспекте

Денис Есаков, Борис Кондаков
Объект:
Дом Бурова на Ленинградском проспекте
Адрес:
Россия, Москва. Ленинградский проспект, д.27, стр.1
Авторский коллектив:
Архитекторы: А. К. Буров и Б. Н. Блохин
Инженеры: А. И. Кучеров и Г. Б. Карманов
Художник В. А. Фаворский

Крупноблочный жилой дом по проекту А.К. Бурова в Москве – в фотографиях Дениса Есакова с комментарием архитектора и урбаниста Бориса Кондакова.

Продолжаем серию публикаций фотографий Дениса Есакова.

Крупноблочный жилой дом, известный как Дом Бурова, «Ажурный дом», «Кружевной дом».
Ленинградский проспект, д.27, стр.1
1939–1940
Авторы: архитекторы А. К. Буров и Б. Н. Блохин, инженеры А. И. Кучеров и Г. Б. Карманов, художник В. А. Фаворский.

 

Крупноблочный жилой дом на Ленинградском проспекте © Денис Есаков
Крупноблочный жилой дом на Ленинградском проспекте © Денис Есаков



Борис Кондаков, архитектор, урбанист:

«Перед нами пример здания эпохи «освоения классического наследия с человеческим лицом», образец советского ар деко. В эпоху, когда на фасадах зачастую требовалось слепо воспроизводить образцы античной классики (что не исключает блистательных примеров и в этом жанре), Андрей Константинович Буров пошел своим путем, руководствуясь принципом «лучшее, в чем нужно подражать древним, – это не подражать им»: эти слова П.А. Вяземского Буров процитировал в своем труде «Об архитектуре».

Этот дом, предвестник массового жилого строительства в СССР 2-й половины XX века, имеет мало общего с тем, что создавалось в последующую эпоху, когда архитектура отступила даже не на вторые, а на третьи позиции. Здесь удалось соединить несовместимые, казалось бы, вещи – дешевизну индустриального производства и высокохудожественный подход «штучной» архитектуры.

Фасад дома олицетворяет поиск новой тектоники (по Бурову – пластически разработанной, художественно осмысленной конструкции) здания, созвучного времени, здания, которое должно было собираться, как самолет, из произведенных индустриальным способом крупных элементов, а никак не из кирпича. Буров нащупывает в этом произведении новый пропорциональный ритм современных строительных материалов. Здесь впервые была осмыслена технологическая особенность строительства из крупных блоков: швы не маскировались, а, наоборот, акцентировались.

«Попытка навязать неорганическому, кристаллическому строю повторов (например, одинаковых квартир, выраженных на фасаде) динамический строй золотого сечения, спрятать их под него, – искажает и задачу, и ее решение. Архитектура превращается в фальсификацию,» – рассуждал Буров. Уместна и еще одна цитата мастера – того времени, когда он уже окончательно утвердился в мысли, что за индустриальными материалами – будущее. Здесь он критикует, по всей видимости, собственный жилой дом Наркомлеса (Тверская улица, д.25), первая очередь которого была закончена несколькими годами ранее дома на Ленинградке: «Так мы вгоняем восьмиэтажный дом с повтором одинаковых квартир в фасад трехэтажного итальянского палаццо (где в первом этаже жили конюхи и охрана, во втором – сеньор, а в третьем – челядь), и тогда восьмиэтажный дом приобретает вид трехэтажного. И я тоже был повинен в подобных фальсификациях.»

Можно представить себе, как в некоей параллельной реальности из подобных постройке на Ленинградском проспекте домов создавались бы целые города. Их описание есть у Андрея Константиновича. «Здесь будут и выстланный мрамором пол центральной площади с фонтанами, окруженной зеркальной стеной магазинных витрин, оправленных в позолоченную сталь переплетов, – площади-зала, перекрытой небом и вписанной в зелень жилых районов… и торжественный центр, современный, такой же красивый и современный, как был красив и современен Акрополь для его создателей».

Но, как мы знаем, история сложилась иначе, дом так и остался штучным прототипом. Между тем, дом этот удивительно современен, он сочетает в себе те качества единицы городской застройки, которые кажутся нам сейчас наиболее важными: общественный первый этаж с кафе и детским садом – активный фасад; богатая и вариативная пластика фасада при индустриальном подходе к его созданию, полностью раскрывающаяся при близком, «тактильном» контакте человека с архитектурой – вместо нарочитой монументальности; жилье типа апартаментов – решение, основанное на личных впечатлениях Бурова от американских отелей.»


Крупноблочный жилой дом на Ленинградском проспекте © Денис Есаков
Крупноблочный жилой дом на Ленинградском проспекте © Денис Есаков
Крупноблочный жилой дом на Ленинградском проспекте © Денис Есаков
Крупноблочный жилой дом на Ленинградском проспекте © Денис Есаков
Крупноблочный жилой дом на Ленинградском проспекте © Денис Есаков
Крупноблочный жилой дом на Ленинградском проспекте © Денис Есаков
Крупноблочный жилой дом на Ленинградском проспекте © Денис Есаков
Крупноблочный жилой дом на Ленинградском проспекте © Денис Есаков
Крупноблочный жилой дом на Ленинградском проспекте © Денис Есаков
Крупноблочный жилой дом на Ленинградском проспекте © Денис Есаков
Крупноблочный жилой дом на Ленинградском проспекте © Денис Есаков
Крупноблочный жилой дом на Ленинградском проспекте © Денис Есаков
Крупноблочный жилой дом на Ленинградском проспекте © Денис Есаков
Крупноблочный жилой дом на Ленинградском проспекте © Денис Есаков
Крупноблочный жилой дом на Ленинградском проспекте © Денис Есаков
Крупноблочный жилой дом на Ленинградском проспекте © Денис Есаков
Крупноблочный жилой дом на Ленинградском проспекте © Денис Есаков
Крупноблочный жилой дом на Ленинградском проспекте © Денис Есаков
Крупноблочный жилой дом на Ленинградском проспекте © Денис Есаков
Крупноблочный жилой дом на Ленинградском проспекте © Денис Есаков
Крупноблочный жилой дом на Ленинградском проспекте © Денис Есаков
Крупноблочный жилой дом на Ленинградском проспекте © Денис Есаков