1 Undershaft предполагают построить в лондонском Сити: по высоте (309,6 м) он будет равен стоящему на противоположном берегу Темзы небоскребу Ренцо Пьяно The Shard («Осколок») и станет одним из двух самых высоких в Лондоне – наравне с «Осколком». Такой паритет – вынужденный: эта высота – максимум для центра города, разрешенный Управлением гражданской авиации
«Я хотел сделать что-то спокойное», – поясняет Эрик Пэрри (Eric Parry Architects), автор проекта, заказчиком которого выступила сингапурская компания Aroland Holdings. Инвесторы купили этот участок земли в 2011 за 288 млн фунтов стерлингов.
По словам архитектора, небоскреб станет «последним кусочком головоломки» в финансовом центре Лондона. 1 Undershaft будет зажат между двумя известными офисными высотками – «Корнишоном» (30 St Mary Axe) Нормана Фостера и «Сырной теркой» (Cheesegrater, или официально – Leadenhall Building) Ричарда Роджерса. Рядом строится еще один небоскреб – 22 Bishopsgate по проекту PLP Architecture (высотой 278 м, а по ширине – в два раза больше, чем 1 Undershaft), который английские СМИ уже обозвали «надгробной плитой, которая превратит Сити в один большой твердый кусок».
Пэрри, к слову, не обошелся без сравнений с «соседями». В «Леденхолле» мастера хай-тека Роджерса использование стали в поперечных конструкциях, по мнению Пэрри, «расточительно», ее там «в 2,5 раза больше, чем [будет] в Undershaft». Примечательно, что в обеих башнях есть открытое пространство высотой в 10 м на первых этажах, что создает «диалог зданий», считает Пэрри.
Эрик Пэрри, выпустивший в 2015 книгу Context, предупреждал, что «оргия высотных зданий будет трансформировать и, возможно, в итоге подавит Лондон» (в 2014 Архи.ру писал о протестах, вызванных более 200 проектами новых башен для британской столицы). Такой «потоп» из небоскребов, по его словам, стремительно превращает город с застройкой из светлого портлендского камня в мегаполис, заставленный «импортированными издалека оболочками из зеленого стекла», которые символизируют «фаустовскую сделку между национальной коммерцией и недвижимостью». И его собственный новый проект вполне может стать подтверждением этого тезиса.
Квадратное в основании здание 1 Undershaft – высотой в 73 этажей и общей площадью в 90 000 м2; его стеклянные фасады перечеркнуты гигантскими «крестиками» из матовой кортеновской стали (благодаря им он получил прозвище Trellis – «трельяж» или «шпалера»), за ними расположены горизонтальные ряды белых жалюзи. По словам Пэрри, 1 Undershaft «сочетает осеннюю красоту ржаво-красного с ярко-белым цветом весны» и будет выделяться в небесной линии Сити, которая сейчас «смертельно больна обилием зеленовато-серого стекла».
Подобный сугубо деловой небоскреб можно было бы встретить где-нибудь в Чикаго или Нью-Йорке, если бы у него не было английского «костюма» из кортеновской стали, считает архитектурный обозреватель The Guardian Оливер Уэйнрайт. Силуэт здания, по словам автора проекта, имеет слегка коническую форму: его фасады сходятся в воображаемой фокусной точке на высоте в 10 раз больше его собственной. Это отсылка к знаменитому мемориалу павшим в Первой мировой войне – «Кенотафу» на лондонской улице Уайтхолл Эдвина Лаченса: его стенки «сходятся» на высоте в 1000 футов над ним.
Помимо офисов, в башне расположится 2-ярусная смотровая площадка, самая высокая в городе – то, что она будет бесплатна для посещения, в отличие от большинства подобных заведений, придаст небоскребу общественного значения. Рядом с площадкой устроят образовательный центр: там учителя смогут рассказывать школьникам об истории и современности Лондона на примере его реальной 360-градусной панорамы. Также общественным будет основание башни: там устроят площадь, причем пешеходы смогут пройти прямо под небоскребом. В первом подземном уровне запланированы магазины и кафе общей площадью около 1800 м2. Эти элементы программы, доступные семь дней в неделю, должны сделать 1 Undershaft более эффективным, чем обычное офисное здание, «работающее» пятидневку.
Башня рассчитана на 10 000 сотрудников; помимо прочего, для них предусмотрена стоянка на 1500 велосипедов: она снабжена душевой и раздевалкой, что должно способствовать популярности этого вида транспорта среди «белых воротничков».