Хельденберг – сооружение специфическое, одновременно памятник милитаризму середины XIX века и честолюбию его строителя, разбогатевшего на поставках продовольствия, ткани и обуви для армии коммерсанта Йозефа Паргфридера. Он был дружен с фельдмаршалом Йозефом Радецким фон Радецом (именно ему посвящен известный марш Иоганна Штрауса) и захотел устроить в честь этого и других великих австрийских военачальников пантеон по образцу «Вальхаллы» Лео фон Кленце под Регенсбургом. Так появилась «гора героев» – Хельденберг: парковый ансамбль с бюстами и статуями австрийских императоров и выдающихся полководцев начиная со средних веков, всего их там около 150. Там же похоронены в специально построенном склепе Радецкий и еще один фельдмаршал, Максимилиан фон Вимпфен – на деньги Паргфридера, также заплатившего все их долги. Император не мог игнорировать этот патриотический вклад, поэтому был вынужден возвести предпринимателя в дворянское звание, чего тот и добивался.
«Колонный зал» мемориала Хельденберг. Фото: Hans Chr. R. via Wikimedia Commons. Лицензия Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Unported
В центре ансамбля расположен «колонный зал», где должны были жить ветераны (по принципу парижского Дома инвалидов). Теперь он занят военно-исторической экспозицией, в том числе – музеем Радецкого. Рядом с ним и построен по проекту Петера Эбнера новый корпус, где можно проводить выставки на любые, не только «мемориальные» темы. Важно отметить, что здание появилось в рамках мер по обновлению Хельденберга, в концу XX века пришедшего в некоторое запустение. Теперь там, помимо собственно мемориала, есть реконструкция неолитических селения и некрополя (их остатки были найдены поблизости), музей старых автомобилей и даже «шоу-гала» лошадей липпицианской породы.
Мемориал Хельденберг. Изображение предоставлено бюро Peter Ebner and friends
Мемориал Хельденберг. Изображение предоставлено бюро Peter Ebner and friends
Мемориал Хельденберг. Изображение предоставлено бюро Peter Ebner and friends
Так как новое музейное здание расположено в самом центре мемориального комплекса, оно почти полностью спрятано под землю, точнее – вписано в невысокий вал. Со стороны «колонного зала» выступает объем входа: как будто парящий над землей блок из стекла и бетона, с противоположной стороны – арка выхода. Наверху вала можно увидеть еще три бетонных объема: сквозь них внутрь попадает солнечный свет.
Интерьер – нейтральное пространство, избежавшее, в то же время, типичной для современного музея схемы с залитыми электрическим освещением белыми залами-«коробками». Здесь перетекающие друг в друга помещения освещаются рассеянным верхним светом: это тихий мир, очень отличающийся от позднеклассицистической бравурности мемориала наверху. Такого эффекта и добивался архитектор.