В квартале D4 иннограда Сколково заложен первый камень в основание штаб-квартиры и исследовательского центра компании «ТМК».
Научно-технический центр в Сколково © ABD architects
Вслед за архитекторами жилых кластеров и другие участники самого масштабного российского проекта последних лет пытаются «играть в тетрис», используя в качестве поля территорию экспериментального научно-технического центра. Создавая исследовательский центр для одного из крупнейших производителей труб, ABD architects оказались перед непростой задачей: на довольно узком и протяженном участке необходимо было разместить и офисный, и промышленный объемы. В результате низкий и вытянутый прямоугольный цех, в котором тестируется продукция, «обнимает» семиэтажная, Г-образная рабочая зона – две очень узнаваемые фигуры из знаменитой, инновационной для своего времени игры.
Участок под застройку, площадью чуть более 1 га, расположен в зоне D4. Он зажат между двумя главными транспортными артериями будущего иннограда: так называемым Парквеем и Сколковским бульваром. Именно на последний, центральный, и «раскрывается» здание. С третьей стороны запланирована гостевая парковка в виде гигантской «шайбы», более точной информации о ней пока нет. Напротив ещё одного протяженного фасада проектируется офисный центр, но его визуальные и планировочные характеристики пока также не определены. Окружающая среда мало «помогала» архитекторам, ориентироваться можно было лишь на общие, довольно жестко сформулированные нормативы по строительству на территории Сколково и технологические потребности заказчика.
Научно-технический центр в Сколково. Общий вид со стороны бульвара © ABD architects
Научно-технический центр в Сколково. Ситуационный план © ABD architects
Научно-технический центр в Сколково. Схема планировочной организации земельного участка © ABD architects
Научно-технический центр в Сколково. План -1 этажа © ABD architects
По мнению главного архитектора проекта Ильи Левянта, именно типология стала самым большим вызовом для всех участников. «Мы проектировали здание для конкретного заказчика, и оно должно было отвечать его технологическим требованиям, – поясняет архитектор. – Здесь нам помог опыт компании «ТМК», у которой уже есть два подобных центра. Во всяком случае, у нас не было недостатка в информации».
«Узкий и длинный участок не позволял создать два отдельных здания, однозначно отделив офисную часть от производственной, – продолжает Илья Левянт, – и возник некий компромиссный вариант: каждая часть имеет собственный фундамент, каждая спроектирована по своим нормативам, но композиционно они объединены и связаны длинным коммуникационным коридором. А чтобы вибрации четырех установок для испытания образцов труб (каждая также на своем фундаменте) не мешали работе сотрудников, пришлось сделать специальный деформационный шов».
Научно-технический центр в Сколково. Южный фасад © ABD architects
Но научно-исследовательские лаборатории расположили всё же в офисной части. В целом она устроена как обычный офис класса А. Застекленный атриум во всю высоту здания расположен в центре: он собирает вокруг себя все помещения и связывает их с вестибюлем. Такое решение позволило еще и доставить естественный свет внутрь, обеспечив тем самым возможность максимально гибко зонировать рабочее пространство. Обусловленное функцией внутреннее устройство нашло отражение в композиции фасадов: скруглённый главный угол на первом этаже логично занимает шоу-рум; заметный выступ на уровне второго этажа отмечает присутствие вместительного двухэтажного конференц-зала, наконец, седьмой, верхний этаж, также с выступающей застекленной частью, отведен под VIP-зону с наиболее выгодными панорамными видами во все стороны. Запланирован и выход на благоустроенную, озелененную крышу с деревянным настилом, оборудованную для неформальных переговоров на высшем уровне.
Функциональные различия двух частей здания находят точное отражение и во внешней отделке. Единый объем испытательного центра решен довольно жестко. Он имеет двухслойный фасад, где в качестве внешних панелей используются алюминиевые просечно-вытяжные листы. Никаких оконных проемов в этой сплошной «решетке» не предусмотрено, а естественный свет поступает внутрь лишь через особые, круглые и плоские фонари в крыше – любопытный и довольно неожиданный «кивок» архитекторов в сторону библиотеки Алвара Аалто в Выборге. Административный блок имеет также двухслойный вентилируемый фасад, но верхняя оболочка привычно стеклянная, со встроенными элементами светодиодной подсветки и специальной защитой от ультрафиолета на южной и западной сторонах здания.
Научно-технический центр в Сколково © ABD architects
Научно-технический центр в Сколково. Фасады © ABD architects
Научно-технический центр в Сколково. Фасады © ABD architects
Научно-технический центр в Сколково. План 1 этажа © ABD architects
Научно-технический центр в Сколково. План кровли © ABD architects
В соответствии с требованиями руководства иннограда постройка получит экологический сертификат LEED: кроме обслуживаемых вентилируемых фасадов и защиты от солнца предусмотрена система сбора дождевой воды, повышена энергоэффективность, на крыше использовано специальное покрытие, защищающее от нагрева. Архитекторам пришлось также отдельно разработать и согласовать варианты доставки образцов труб для испытаний, так как на территории Сколково запрещено движение любого автотранспорта, ведь перемещаться здесь можно только на велосипедах и электромобилях.
Строительство исследовательского центра «ТМК» планируется завершить к началу 2017 года. Научно-технический центр в Сколково. Южный фасад © ABD architects
Научно-технический центр в Сколково. Северный фасад © ABD architects
Научно-технический центр в Сколково. Восточный и западный фасады © ABD architects
Научно-технический центр в Сколково. План 2 этажа © ABD architects
Научно-технический центр в Сколково. План 3 этажа © ABD architects
Научно-технический центр в Сколково. План типового (4-5) этажа © ABD architects
Научно-технический центр в Сколково. Разрез © ABD architects
Научно-технический центр в Сколково. Разрезы © ABD architects
Научно-технический центр в Сколково. Схема движения грузового транспорта © ABD architects
Научно-технический центр в Сколково. Макет © ABD architects
|