Учитывая современную тенденцию к созданию оригинальных, неповторимых проектов освещения, компания «МДМ-Лайт» – самостоятельно занимается дизайном, разработкой и производством уникального профессионального осветительного оборудования.
Система освещения ТРЦ «Авиапарк»
Освещение ТРЦ «Авиапарк». Фотографию предоставила компания «МДМ-Лайт»
Торгово-развлекательный центр «Авиапарк» – крупнейший в Европе объект в своем классе (общая площадь – 390 000 кв.м). Среди его якорных арендаторов: магазины Auchan, OBI, Hoff, Media Markt, Debenhams, «М.Видео», 17-зальный кинотеатр Каро SKY 17. Здесь также расположены круглогодичный каток и 24-метровый аквариум с тропическими рыбами. Общие инвестиции в проект достигают 1 млрд. долларов (основные акционеры – Михаил Зайц и Игорь Ротенберг). Введен в эксплуатацию 28 ноября 2014 года.
Разработка системы освещения для подобного объекта явилась нетривиальной и сложной задачей. С другой стороны, работа над проектом «Авиапарк» вписывается в современный тренд, когда от проектных организаций и различных подрядчиков в адрес светотехнических компаний поступают заказы не просто на нестандартные модели или модификации светильников, но на масштабные оригинальные системы освещения.
Освещение ТРЦ «Авиапарк». Фотографию предоставила компания «МДМ-Лайт»
Например, при разработке системы освещения аэропорта или вокзала необходимо создавать абсолютно новое решение. И нередко впоследствии оно запускается в серию. Так получилось и в этом случае – под систему освещения ТРЦ «Авиапарк» «с нуля» были созданы сразу две модели оригинальных светильников, одна из которых была принята в качестве основы отдельного светотехнического проекта и в результате вошла в основной ассортимент светильников компании МДМ-ЛАЙТ.
Специфика работы современных светотехников такова, что зачастую от архитектора или дизайнера, работающего над проектом, поступает лишь эскиз либо концепт, базовая идея. В этом случае архитекторы из бюро Callison Architects, чтобы наглядно пояснить свою идею, в качестве технического задания прислали фото автомобиля с включенными ночью и включенными днем фарами. Свет его фар в ночное время ослепляет, а при дневном освещении практически не виден. Смысл этого послания таков: нужно создать систему мощного освещения, которое в то же время было бы комфортным для зрительного восприятия. То есть было необходимо минимизировать световой резонанс – явление, возникающее при контрастном освещении.
Освещение ТРЦ «Авиапарк». Фотографию предоставила компания «МДМ-Лайт»
Серийный образец подвесного светильника ARIZ(АРИЗ), производитель компания «МДМ-Лайт». Фотографию предоставила компания «МДМ-Лайт»
Освещение ТРЦ «Авиапарк». Фотографию предоставила компания «МДМ-Лайт»
Действительно, чтобы обеспечить необходимый уровень освещенности в большом пространстве огромного торгового центра, нужно было задействовать немалое количество светильников с интенсивным потоком света. Однако при этом они не должны были создавать слепящего эффекта. Как это сделать?
Было решено разработать для данного проекта абсолютно новую модель сразу с двумя источниками света. Новый светильник должен был представлять собой комбинацию светодиодного светильника направленного света типа Downlight с габаритной светящейся панелью вокруг. Таким образом, интенсивный поток света, исходящий из центра, не вызывал бы зрительного дискомфорта.
Освещение ТРЦ «Авиапарк». Фотографию предоставила компания «МДМ-Лайт»
Освещение ТРЦ «Авиапарк». Фотографию предоставила компания «МДМ-Лайт»
Освещение ТРЦ «Авиапарк». Фотографию предоставила компания «МДМ-Лайт»
Первоначальный эскиз новой модели был существенно переработан в процессе взаимодействия архитекторов со светотехниками. В результате этой работы возник функционально-декоративный подвесной светильник ARIZ (АРИЗ) одновременно направленного и рассеянного света. Его главная особенность – обеспечение яркого светового луча с углом в 65 градусов в ореоле мягкого рассеянного света. Широкое светораспределение позволяло применять эти светильники в помещениях практически с любой высотой потолка с сохранением зрительного комфорта, одновременно формируя собственный видимый уровень потолка.
Освещение ТРЦ «Авиапарк». Фотографию предоставила компания «МДМ-Лайт»
Технологичный дизайн модели органично вписался в стилистику высоких потолков с открытыми инженерными коммуникациями. Кроме того, данный светильник прорабатывался и в аварийном варианте исполнения, что позволило не использовать дополнительных светильников для выполнения функции аварийного освещения.
Оригинальный светодиодный светильник PAPER PLANE, производитель компания «МДМ-Лайт». Фотография предоставлена компанией «МДМ-Лайт»
Но это лишь часть проекта. Для того же торгового центра был разработан и впоследствии запущен в серию оригинальный светодиодный светильник PAPER PLANE. Дело в том, что «Авиапарк» располагается на Ходынском поле, где ранее находился первый в Москве аэропорт. Поэтому логичным образом возникла идея создать осветительное решение, имитирующее детские бумажные самолетики.
Всего за пару месяцев проект прошел все стадии от эскизов до детальной проработки и натурных образцов. Решение предусматривало создание композиций из групп таких светильников в виде дорожек и «стаек» – групп функциональных моделей и декоративных светильников с RGB-подсветкой.
Эскиз светодиодного светильника PAPER PLANE. Фотография предоставлена компанией «МДМ-Лайт»
По объективным причинам, данная модель не была использована в составе ТРЦ «Авиапарк». Однако она зажила своей собственной жизнью. Впервые светильник PAPER PLANE был представлен на выставке Moscow Design Week в Центре дизайна Artplaу в октябре 2014 года. Анна Мазелло (Anna Masello), представитель итальянского холдинга Margraf, не скрывала эмоций: «Первое, что мне пришло в голову при взгляде на эти самолетики, это Wow!».
Светодиодный светильник PAPER PLANE в интерьере. Фотография предоставлена компанией «МДМ-Лайт»
Сегодня этот дизайнерский светильник можно увидеть в ряде частных интерьеров, в супермаркете розничной сети «Азбука вкуса» категории «Kids-friendly» в московском Центральном Детском Магазине на Лубянке, в новом бизнес-центре «Умный парк» в Екатеринбурге и др. Эта изящная модель придает воздушность любому интерьеру и привносит в него элемент игры.
Система освещения ТРЦ «Красный кит»
Следующий проект можно рассматривать не как единичный случай, а как проявление целой тенденции к созданию нестандартных систем освещения больших пространств. Классическое решение для освещения крупных помещений – это светильники-«колокольчики» (они имеют характерную форму). Это самое простое, бюджетное, но в то же время не слишком интересное с точки зрения дизайна решение: такие светильники можно увидеть чуть ли не в каждом торговом центре.
Дискообразные светильники в интерьере ТРК «Красный кит» (г. Мытищи). Фотография предоставлена компанией «МДМ-Лайт»
К тому же в составе крупных объектов почти всегда есть зоны, которым уделяется повышенное внимание, например, атриумы торговых центров, фойе отелей и холлы бизнес-центров. Эти зоны имеют важный имиджевый аспект, и в них архитекторы и дизайнеры стараются применить оригинальные световые решения. Кроме того, при работе с большими пространствами важно, как горизонтальное, так и вертикальное освещение, чтобы хорошо были видны текстуры применяемых в интерьере отделочных материалов. А «колокольчики» такой возможности не обеспечивают.
Дискообразные светильники в интерьере ТРК «Красный кит» (г. Мытищи). Фотография предоставлена компанией «МДМ-Лайт»
Сейчас для создания в дневное время естественного освещения в большом пространстве многие архитекторы используют так называемый зенитный фонарь с большой площадью остекления. При этом необходимо минимизировать эффект инсоляции, когда прямые солнечные лучи нагревают помещение и создают блики. Одно из возможных решений этой проблемы было реализовано в ТРЦ «Красный кит» (г. Мытищи). Здесь была создана функционально-декоративная инсталляция из круглых экранов диаметром 3 и 5 м, а также дискообразных светильников диаметром 1,5 м с широкой кривой силы света. Днем это решение защищает внутреннее пространство атриума от излишнего прямого солнечного света, не препятствуя при этом проникновению рассеянного дневного света в помещение, а в темное время суток, благодаря эффекту отраженных поверхностей, способствует лучшей и равномерной освещенности искусственным светом.
Оригинальные системы освещения
Другой интересный пример – при работе над системой освещения для одного нового аэропорта авторами проекта было предложено использовать крупногабаритные светильники в виде дирижаблей. Также стояла задача создания комфортной звуковой среды. Подбор звукопоглощающих материалов с необходимыми качествами позволил создать световые решения с низкими весовыми нагрузками на несущие конструкции. Кроме того, специально для этого проекта была разработана методология и последовательность высотного монтажа крупных светильников на объекте.
Крупногабаритные светильники в виде дирижаблей. Фотография предоставлена компанией «МДМ-Лайт»
В другом случае авторы проекта отеля захотели заполнить большое пространство фойе светильниками в виде шаров. Сама по себе такая идея не является необычной. Поэтому было реализовано комбинированное архитектурное решение из светящихся шаров разных размеров с хромированными сферами различных диаметров – что привело к возникновению нетривиального эффекта многочисленных переотражений светильников в зеркальных сферах. Тем самым было достигнуто повышение эффективности светильников, а самое главное – решение приобрело уникальные индивидуальные черты.
Светильники в виде шаров в фойе ..... Фотография предоставлена компанией «МДМ-Лайт»
В большом пространстве лобби еще одного отеля общее освещение было реализовано за счет прожекторов с узкой оптикой на шинопроводе и встраиваемых светильников. Они обеспечивают световой поток с узкими углами на стены и на пол, а также создают контрастный перепад света и тени. Аналогичное решение реализовано в одном культурном центре при помощи подвесных светильников с узкой оптикой для создания драматичной атмосферы.
Пространство лобби отеля освещено прожекторами с узкой оптикой на шинопроводе и встраиваемыми светильниками. Фотография предоставлена компанией «МДМ-Лайт»
Также в последнее время среди архитекторов и дизайнеров все большую популярность приобретают бестеневые системы освещения, когда весь уровень потолка используется как светильник. Это зрительно увеличивает пространство, и в нем довольно комфортно находиться: создается равномерный уровень освещенности без теней и бликов.