Руководитель: Аракелян Рубен Георгиевич
Главный архитектор проекта: Навасардян Айк Суренович
Ведущий архитектор проекта: Козлова Анна Юрьевна
Архитекторы: Оганян Мария, Талыкова Юлия, Назмеева Алина
Макетирование: Кагтин Дмитрий, Козицкий Владимир
Визуализации: Новиков Максим, бюро AESDE Maciek Józefiak
Проект транспортно-пересадочного узла «Павелецкая» в Москве, разработанный архитектурным бюро WALL.
Павелецкая площадь, которой занялись архитекторы WALL, уже давно входит в число «неблагополучных» точек центра Москвы: бóльшую ее часть занимает котлован планировавшегося здесь с начала 2000-х торгового центра. Реализация этого проекта была остановлена в 2010, отменена в 2013. Сначала власти хотели устроить вместо ТЦ ТПУ или паркинг, но в феврале 2015 года было объявлено, что торговый центр там все же появится, его инвесторов хотели выбрать в 2016-м.
В мае 2015 в Москве прошли публичные слушания, на которых был представлен проект ТПУ «Павелецкая», разработанный НИиПИ Генплана Москвы по заказу ОАО «РВ-Метро» и включающий в себя также паркинг и торговый центр.
Заказчиком проекта ТПУ, которому посвящена текущая публикация, выступило ООО «Спецэлектромонтаж» при поддержке Ассоциации инвесторов Москвы. 23 сентября текущего года этот проект был предварительно рассмотрен и одобрен на совещании в Москомархитектуры с участием главного архитектора столицы. По итогам этого рассмотрения авторам было рекомендовано представить дополнительные варианты стилистического решения площади на основе предложенного подхода. Проект ТПУ «Павелецкая» бюро Рубена Аракеляна и Айка Навасардяна предполагает превращение Павелецкой площади и прилегающей к ней территории в объединенное общим замыслом парковое пространство.
Идея парка нашла свое выражение в том, что площадь «реагирует» на транспортные и пешеходные потоки за счет изменения вертикальной геометрии поверхности и решения многофункционального комплекса со стороны Дубининской улицы, где это сооружение приобретает форму «скалы» с раскрытой к площади «линзой». Новая концепция площади изменяет московскую реальность за счет создания принципиально иной модели «городской пустоты» с разными формами активности, пространственными сценариями и типами восприятия (лес, кратер, озера, зеленые холмы, дворы дождя, дворы снега, аллея тишины). По замыслу авторов, новая геометрия ландшафта подобно мху покрывает скрытое под поверхностью индустриальное и технологическое пространство пересадочного узла.
Помимо собственно парка, там запланированы подземное пространство, гостиничные комплексы с апартаментами на Дубининской и Кожевнической улицах и новый терминал «Аэроэкспресса».
Создание парка на площади и бульваров вдоль прилегающих улиц позволит не только сохранить видовые характеристики места, но и подчеркнет роль Павелецкой площади в городе, включив ее в систему пешеходных зон на набережных. Парк и бульвары создадут множество сценариев для активного отдыха горожан. При этом все коммерческие компоненты проекта размещены в подземном пространстве под парком.
Все части подземного пространства связаны логистическим уровнем, распределяющим людские и транспортные потоки; главный вход туда запланирован с Павелецкой площади.
Новый терминал «Аэроэкспресса» появится на месте грузового двора Павелецкого вокзала, который, в свою очередь, будет перенесен в аэропорт «Домодедово». Терминал сделает перемещение пассажиров в «Домодедово» и из аэропорта комфортным и эффективным. На 2 и 3 этажах терминала предлагается разместить хостел по модели гостиниц сети CitizenM, а на 4 этаже – рестораны и городскую зону отдыха пассажиров.