Марина Игнатушко, бессменный куратор фестиваля «Международный день архитектуры» в Нижнем Новгороде, рассказала Архи.ру о девяти прошлых и десятом, нынешнем, фестивале.
Велоэскурсия в Идеальный город Автозавода. 2014 год. Фото Леонида Якунина
Архи.ру: – В Нижнем Новгороде первыми в России стали отмечать Всемирный день архитектуры – с 2006-го. Как бы вы подвели промежуточные итоги этих празднований в год юбилейного фестиваля?
Марина Игнатушко: – Действительно, мы первыми обратили внимание на то, что календарная дата ООН – хороший повод для разговора об архитектуре и о городе. Не то, что бы мы долго искали, с чего начать – все произошло спонтанно и достаточно быстро. Хотя были предостережения, предложения сделать фестиваль как-нибудь потом, все обдумать, выстроить. Но я была очарована уличными фотографиями американского архитектора Люсиане Майя (да, потом уже увидела массу других картинок Нью-Йорка!) и тем фактом, что ее коллега, бывший нижегородский архитектор (и уже давно – член AIA) Леонид Кравченко делает наброски в метро по дороге на работу. Так и получилась первая выставка: «Нью-Йорк. Открытые чувства». А этой осенью прошел уже десятый фестиваль… У него были разные девизы: «Город как образ жизни», «Пространство прямого действия».
Каждый раз это – попытка реагировать на актуальные вопросы и явления. Так, например, когда в Нижнем Новгороде заговорили о проекте нового оперного театра, мы пригласили Михаила Унтертрифаллера, сделали выставку его объекта – театра на Боденском озере, известного своими летними оперными постановками на воде (а потом еще и съездили туда в архитектурный трип). Важно было показать не просто формальные решения, а то, как возникла, развивалась и трансформировалась идея, основанная у австрийцев на традиции и потребностях общества. Во время другого фестиваля мы договорились с ТК «Культура» о показе фильма, пригласили Ирину Коробьину с рассказом о Гари Чанге – так открывалась Галерея Сергея Туманина. К нам приезжал молодой архитектор из Штутгарта Лукаш Лендзински с лекцией «Архитектура действия», в Нижнем Новгороде прошла прекрасная выставка японской архитектуры, а ее куратор Анна Гусева объясняла, как в этой стране архитекторы взаимодействуют с горожанами. Да, многое можно вспомнить. У нас один сезон с фестиваля продержалась архитектурная Печа-куча… Но я не могу, не готова подводить итоги. Однажды в передаче Общественного телевидения ведущий, не очень представляя, о чем идет речь, несколько раз спросил меня, что же, в конце концов, построили? Тут я рассказывала, как на одном фестивале художники выложили в Доме архитектора на лестнице кирпичи со словами Аарона Бецки про то, что «Архитектура – очаг, вокруг которого мы собираемся, чтобы рассказать истории, сплетающие нас в общество».
Один из гостей нижегородского фестиваля – архитектор Томас Штельмах на выставке «Уилл Прайс. Параллели» (выставка от Архиwood) в 2011 году.
– Насколько День архитектуры адресован профессионалам, насколько – широкой публике?
– Ровно настолько, насколько профессионалам интересно, важно или полезно коммуницировать с широкой публикой. Или публике – понимать происходящее в городе и мире. Да, в Дни архитектуры не бывает узких специализированных мероприятий. Такие в городе происходят и без нас: архитекторы, дизайнеры общаются с поставщиками, потенциальными заказчиками – в клубном формате. Но все это, по сути, основано на коммерческом интересе. «Дни архитектуры» – о другом… Мне кажется, наши архитекторы сейчас находятся в безумно сложном положении, в котором, впрочем, оказались по своей воле. В 90-е почувствовали свободу, познакомились вживую с лучшими мировыми именами и достижениями и полностью подчинились частному заказчику в надежде на то, что именно он и выведет их на звездный путь. Ну, или хотя бы к долгожданной новой квартире в центре и даче недалеко от города. Но, в результате, наши архитекторы попали в зависимость и подчинение, сейчас даже в информации о новых проектах не всегда найдешь их имена – только застройщиков, не говоря уже о том, что в СМИ рассказы об архитектуре идут в рубрике «Недвижимость». А мнения и комментарии архитекторов теряются за пространными и регулярными высказываниями чиновников и администраторов. В общем, к общему очагу, вокруг которого мы должны собраться, у архитекторов руки не доходят…
За десять лет фестивалей состав участников и зрителей заметно помолодел, неиссякаемая подпитка – из нашего профильного вуза, но при этом многие руководители мастерских, правление союза игнорируют фестиваль, хотя часть мероприятий проходит в Доме архитектора. Когда-то меня это удивляло, обижало – ведь они не интересуются, откуда что берется, надо ли помочь и, вообще, почему все это происходит. Я чувствовала себя беспомощной, потому что, когда сменилось руководство союза и уехал в Москву бывший главный архитектор Олег Рыбин, просто не к кому было обратиться. Но потом я спокойно решила, что важно не бросать «очаг» при любых обстоятельствах. Тем более что за время фестивалей удалось познакомиться с самыми разными активными горожанами: и лингвистами, и велосипедистами.
Мы устраивали «Завтраки с архитектором»: Виктор Быков и Алексей Каменюк отвечали на вопросы в неформальной обстановке, ландшафтному архитектору Ольге Ворониной приходилось проводить на бис экскурсии в сквере на площади Горького. А в этом году сделали «Путешествие по контекстам»: это будет цикл публичных встреч с нижегородскими архитекторами. Поскольку у нас в городе уже почти два десятка лет во всех советах, правлениях заседают руководители одних и тех же мастерских, архитекторы вне этого круга менее известны. Это несправедливо. Первыми выступили Зоя Рюрикова и Юрий Болгов: у них много отличных объектов, есть награды, в том числе, их постройки побеждали в Рейтинге архитектуры Нижнего Новгорода. Фрагмент экспозиции «Фабрика архитектуры». 2015. Фото Виктории Воронцовой
Кроме упомянутых иностранцев, к нам приезжали гости из других городов. Так, в прошлом году Сергей Малахов и Евгения Репина: они рассказывали о том, чему учат архитекторов в Самаре, что и как важно спасти в историческом центре. Данияр Юсупов – об открытых городских пространствах. Архитектор Алексей Комов (Москва, Евпатория), искусствовед Николай Васильев с коллегами проводили однодневный семинар по изучению архитектурного наследия Дзержинска (это районный центр недалеко от Нижнего Новгорода). С этой постройки начинался дерзкий нижегородский постмодернизм 90-х. Архитекторы Юрий Болгов, Олег Шаганов. Юрий Болгов – герой «Путешествия по контекстам» в 2015.
– Название праздника подчеркивает его «международную» составляющую: как в этом году она проявилась в составе участников и выборе тем?
– Нам здорово повезло: осенью в городе прошел фестиваль чешской культуры, и благодаря этому вместе с нижегородским центром немецкой и европейской культуры мы смогли принять выставку «Мартин Райниш. Фабрика архитектуры» и самого автора с его замечательным коллегой Мартином Клода. Райниш – не просто архитектор, а большой архитектурный активист – организатор, популяризатор, экспериментатор и художник. Он оформлял павильон Чехии на биеннале в Венеции в 2010 году, строит не только деревянные дома, но и башни. Когда я только увидела фотографии его объектов в московской галерее ВХУТЕМАС, сразу захотела показать их в Нижнем Новгороде.
Афиша выставки Мартина Райниша
Фрагмент макета башни Мартина Райниша. Фото Любови Игнатушко
Руководитель детской архитектурной студии Марина Балуева проводит занятия среди башен Мартина Райниша
Дело не столько в работе с деревом: Мартин Райниш только за последние годы переквалифицировался на естественные природные материалы. В его проектах всегда есть сверхзадача – удивлять и делать людей счастливыми. Он это продемонстрировал и во время монтажа выставки: за несколько минут придумал легкую конструкцию для увеличения площади экспонирования. Его лекцию слушали на одном дыхании, и показательно, что одной из первых он показал фотографию, на которой позировало несколько десятков веселых людей. «А это – мои друзья,» – сказал Райниш. Его пример – про то, что архитектор – это всегда больше, чем удачливый проектировщик, он выстраивает смыслы. Хельсинки. Район Арабианранта. Фото Елены Гарусовой
Хельсинки. Район Руохолахти. Фото Надежды Щема
«Район моей мечты» – небольшая выставка фотографий про два района в Хельсинки. Она висит на улице, во дворе Арсенала – здесь бывает много народу. Выставку мы сделали в ходе подготовки обсуждения за круглым столом: почему финские Руохолахти и Арабиаранту ездят смотреть туристы? И есть ли у Нижнего Новгорода шансы повысить стандарты городской среды, а затем воплотить их в жизнь? Экскурсия «Инженерные конструкции на Стрелке». Фото Надежды Щема
– А что было посвящено нижегородским, локальным сюжетам?
– Каждый раз во время фестиваля проходят экскурсии, и на этот раз мы решили пойти на Стрелку – эта территория, как мы говорим, символическое для города место слияния Волги и Оки. Ей предстоит радикальная реконструкция с выносом грузового порта, строительством футбольного стадиона [к чемпионату мира-2018 – прим. Архи.ру]. Мы имели представление о том, что хотели наверняка увидеть – среди экскурсантов были участники экспериментов французского художника Ксавье Жюйо – наших творческих интервенций на Стрелке в 2011–2013.
Денис Плеханов. Фото Марины Игнатушко
И вот уже по итогам этой экскурсии архитектор Денис Плеханов совершил исследовательское открытие: он показал, что ажурные конструкции старых пакгаузов, один из которых предназначен к сносу, представляют собой фрагменты центральных павильонов Всероссийской художественно-промышленной выставки 1896 года в Нижнем Новгороде, а прежде – такой же выставки в Москве в 1882 году на Ходынском поле. Мы собрали пресс-конференцию и думаем, как дальше повлиять на внесение изменений в проект на Стрелке. Павильоны важно сохранить: это части одного целого, о чем прежде никто не говорил.
– Какие темы, обсуждение каких вопросов нашли наибольший отклик у посетителей?
– Происхождение конструкций портовых складов произвело большое впечатление на горожан. Правда, большинство настроено скептически: снесут! На интересе к этой теме немало специалистов уже объединились, можно попытаться сохранить эти инженерные чудеса. А еще «Район моей мечты» назвали провокационной выставкой – и это, конечно, здорово.
|