И жюри премии, и комментаторы подчеркивают, что награда в этом году не только отмечает выдающиеся качества здания-«лауреата», но и демонстрирует позицию британских архитекторов по поводу закрытой в 2010 правительством консерваторов программы «Строим школы для будущего» (Building schools for the future, BSF). Сменив у власти лейбористов, те посчитали, что качество окружающей учеников архитектуры не имеет значения, и на программу лишь зря уходят бюджетные средства. Такая позиция, несмотря на рациональное зерно (схема закупок BSF действительно была «расточительной»), возмутила архитекторов, но повлиять на власти они не смогли.
Проект школы Бернтвуд бюро AHMM (Allford Hall Monaghan Morris) связан с идеей общественного блага как цели работы архитектора и ее выражением через качественные проекты общедоступных школ еще и потому, что это – расширение школьного кампуса 1950-х – 1960-х годов, периода, когда в Британии по проектам состоявших на госслужбе архитекторов массово строились качественные общественные здания и жилье. В данном случае речь идет о работе Лесли Мартина, автора концертного зала Роял-Фестивал-холл, и других архитекторов Совета Лондонского графства.
AHMM продолжили линию 50-летней давности, предложив для школьниц Бернтвуда новые корпуса с бетонными фасадами, где пластичные «откосы» окружают асимметричные оконные проемы. Снаружи черный и серый цвета дополняет цветная плитка, внутри – росписи художника Мораг Майерско (Morag Myerscough), регулярно сотрудничающей с AHMM. В интерьере присутствуют двух- и трехсветные наполненные солнцем пространства, где ученицы могут заниматься самостоятельно или отдохнуть между занятиями. Также к их услугам – получивший новое ландшафтное оформление кампус. Всего было возведено шесть учебных корпусов, центр исполнительских искусств и спорткомплекс: они размещены между зданиями середины прошлого века, причем во время строительства работа школы с 2000 ученицами и 200 сотрудниками не прерывалась ни на день.
При общей площади в 21 405 м2 бюджет проекта составил 40,9 млн фунтов. Ради экономии упомянутые фасадные панели были произведены заводским способом, а для устройства вторящего постройкам 1950-х перекрытия центральной аллеи на тонких опорах были использованы типовые автобусные остановки.
Архитекторы и заказчики, коллектив школы Бернтвуд, остались очень довольны друг другом. AHMM вовлекали преподавателей в процесс принятия решений в ходе проектирования, а директор школы и ее коллеги понимали и стилевую специфику имевшихся на кампусе построек, и важность хорошей архитектуры для эффективного учебного процесса.
AHMM – крупная фирма, известная, в том числе, своими качественными проектами школ: за последнее десятилетие она реализовала восемь школьных зданий. Это первая полученная ею Премия Стерлинга, но в прошлые годы постройки AHMM трижды номинировались на нее.
Премия Стерлинга, присуждаемая за лучшее здание года Королевским институтом британских архитекторов (RIBA), вручается с 1996. В этот раз пять из шести построек, вошедших в ее шорт-лист, были вполне общественнополезными, однако шестым оказался элитный жилой комплекс NEO Bankside Ричарда Роджерса, при строительстве которого были, по мнению многих, нарушены правила распределения доступного и дорогого жилья в Лондоне. В результате, во время церемонии протестующие против награждения подобного проекта архитекторы даже пикетировали штаб-квартиру RIBA (с их претензиями можно ознакомиться здесь), в том время как сам институт, объясняя включение этого объекта в число финалистов премии, сослался на неясность нормативов. Девелопер Native Land за собой вины вообще не признает.
В преддверии объявления лауреата медиакомпания BBC провела на своем сайте голосование за лучшую постройку из шорт-листа Премии Стерлинга. С большим отрывом победило расширение художественной галереи The Whitworth Манчестерского университета бюро MUMA (пожалуй, самый внешне эффектный «финалист»): за нее отдали свой голос 38%. Вторым стал Онкологический центр Мэгги в шотландском графстве Ланаркшир Reiach and Hall Architects.
Также были объявлены обладатели двух других премий RIBA. Как «заказчик года» был отмечен Королевский национальный театр за реконструкцию своего знаменитого здания в стиле брутализма по проекту Дениса Ласдена. На эту премию клиента номинируют архитекторы, в данном случае это были Haworth Tompkins (также проектом занималось бюро Stanton Williams).
Премию Стивена Лоуренса получило бюро Niall McLaughlin Architects за Fishing Hut – «хижину для рыбной ловли» в графстве Гемпшир. Награда отмечает начинающих архитекторов за проекты с бюджетом менее 1 млн фунтов.