Мнения о внезапном для многих закрытии галереи ВХУТЕМАС, работавшей при МАРХИ в течение последних восьми лет. Читайте комментарии Дмитрия Швидковского, Марии Трошиной и других участников процесса.
Выставка «Мой Мельников» в галерее ВХУТЕМАС, 2013 год. Предоставлено галереей ВХУТЕМАС
О закрытии галереи ВХУТЕМАС стало известно в прошедшую пятницу, когда на фейсбук-странице и на сайте галереи появились сообщения о «закрытии на неопределенный срок». В помещении галереи разместится хранилище Музея МАРХИ, а с куратором Марией Трошиной расторгнут договор.
Галерея ВХУТЕМАС в нынешнем пространстве существует с 2007 года, и первый же проект, случившийся в галерее, стал знаковым. Это была выставка «РодДом» – ее куратором выступил Юрий Аввакумов, пригласивший российских и зарубежных архитекторов к участию. Выставка проходила в рамках Второй Московской биеннале современного искусства, и впоследствии была представлена на одиннадцатой архитектурной биеннале в Венеции. Юрий Аввакумов получил приглашение на роль постоянного куратора галереи, однако ушел практически сразу из-за конфликта с руководством института. В течение следующих лет роль куратора выполняли Мария Трошина, а с 2010 по 2012 – Анна Ильичева. Галерея выступала открытой публичной площадкой института, а основной акцент был сделан на представление фондов Музея МАРХИ, работ преподавателей и студентов. Помимо этого, в галерее выставлялись экспозиции зарубежных архитекторов, проводились лекции и мастер-классы. За восемь лет здесь прошло более ста выставок.
Ректор МАРХИ Дмитрий Швидковский: «Я ничего не знаю про закрытие галереи, я ничего не подписывал. В здании ремонт, и перенос фондов Музея МАРХИ в помещение галереи – это временная мера. У нас уникальная коллекция Музея, и она подвергается опасности. На мой взгляд, галерея вполне может продолжать функционировать даже во время перестановок. Про увольнение я не в курсе – наверное, куратор сама решила уйти».
Директор Музея МАРХИ Лариса Иванова-Веэн Слова Ларисы Ивановой-Веэн цитирует theartnewspaper.ru, ссылаясь на TANR: «Галерея вынуждена временно закрыться из-за ремонтных работ в институте. Она будет закрыта только внешне, для городских посетителей. Но это не помешает нам устраивать разовые акции, выставки и звать гостей. Галерея откроется или до Нового года, или весной. У нас впереди юбилей, галерее будет десять лет».
Бывший куратор галереи Мария Трошина: «Информация о закрытии галереи поступила от директора Музея МАРХИ Л.И. Ивановой-Веэн. Мое рабочее место было ликвидировано, а договор со мной был расторгнут. Приказа о закрытии галереи я не видела, видела только приказ о переводе Музея МАРХИ в помещение галереи ВХУТЕМАС. Жаль, конечно, что все так случилось – до конца года у нас было запланировано нескольких музейных экспозиций и участие в Московской биеннале современного искусства, поэтому для меня решение руководства Музея стало полной неожиданностью». Мария Трошина также сообщила, что ей предложили уволиться по собственному желанию, после ее отказа позвонили из отдела кадров МАРХИ и попросили подписать уведомление об увольнении.
Художник Игорь Бурый, автор проекта «ВМСРТМ» для 6-й Московской биеннале современного искусства: «Это, конечно, безобразие – вот так, без предупреждения, на полном ходу останавливать работу. Выставка должна была открыться через две недели, она заявлена на биеннале полгода назад. Галерея с 2007 года сотрудничает с биеннале, помещение мне хорошо знакомо – я выставлялся здесь не раз в составе разных проектов. Можно, конечно, срочно искать другую площадку, но вообще-то выставка планировалась под это пространство и тектонически с ним связана. Это пространство вело за собой».
Александра Селиванова, куратор лектория Музея Москвы, запись на странице фейсбук от 25 сентября: «То, что сейчас происходит в Мархи – верх абсурда и чудовищной глупости. Игра в пятнашки с помещениями института привела к тому, что в галерее ВХУТЕМАС разместится хранилище музея МАРХИ. Отсутствие необходимых условий (климата, освещения) не смущают руководство: так отныне будет храниться бесценная графика вхутемаса, проекты 1930, 1950-60х годов. Разрушение галереи, которая была единственной по-настоящему открытой площадкой института (выставки, круглые столы, лекции ), и даже его лицом для многих не-студентов, тоже никого не смущает. Зато ура – успели освоить деньги на 2015 и спешно (нет, не летом, а во время учебного года) начать ремонт библиотеки (переселение фондов связано с этим) и решить проблемы с аттестацией. Еще раз – в нескольких корпусах не нашлось больше места для коллекции музея Мархи. Феерическая глупость! P.S. Если бы не поддержка галереи Вхутемас, Центр авангарда не выжил бы в этом году».