Директор Школы МАРШ Никита Токарев рассказал Архи.ру о спецпроекте «Образование» на фестивале «Зодчество»-2015.
Спецпроект «Образование» курируют Московская архитектурная школа МАРШ в лице ее руководителей Никиты Токарева и Евгения Асса и профессор МАРХИ Оскар Мамлеев (его интервью о спецпроекте можно прочесть здесь).
Никита Токарев
Архи.ру: – Предлагаю развить тему, поднятую и в манифесте «Зодчества»-2015, и в манифесте спецпроекта «Образование»: каких архитекторов надо готовить в архитектурных вузах? И там, и там речь идет о самостоятельности, «про-активности», но этим качествам тоже надо научить. Как же это сделать?
Никита Токарев: – Первое, что нужно сделать – дать возможность выбора (преподавателей, программ, заданий, метода и графика работы), но ответственность за выбор лежит при этом на студенте. Только делая самостоятельный и осознанный выбор, архитектор учится ответственности. Прежде всего, мы предлагаем разные программы проектных студий, каждый преподаватель формирует программу сам. Второе – время на самостоятельную работу. В МАРШ – четыре «контактных» дня в неделю, и один день – для самостоятельной работы. Мы не контролируем, как это время использовано, возможно, кто-то и отдыхает. Мы спрашиваем о результате, и довод «не хватило времени» не принимается. И третье – аргументированная позиция вырабатывается в обсуждениях, в диалоге с преподавателями, с другими студентами, с экспертами и только на основе широкой эрудиции, кругозора, гуманитарных знаний. А значит – нужна философия, история архитектуры и искусства, навыки коммуникации, чтения, письма, выступлений.
– Какого именно архитектора готовят в прогрессивных вузах, в том числе – в Школе МАРШ? Преподаватель МАРШа Наринэ Тютчева в недавнем интервью Архи.ру говорила о выработке у будущего архитектора способности убедительно влиять на рынок. А каково ваше мнение?
– Мы не знаем, с какими вызовами столкнется наш студент через пять или десять лет, в том числе – и какой будет рынок. Важно уметь очень быстро учиться, чтобы адаптироваться к новым условиям, уметь системно мыслить, анализировать и исследовать проблему, тогда меньше будет соблазна решать новую задачу старыми методами. И обладать той самой самостоятельностью мысли и действия, о которой речь шла выше. Это относится к любому образованию, а не только к архитектуре. Мы – как в пословице – даем удочку и учим удить, а не предлагаем готовую рыбу.
– «Зодчество»-2015 проходит под девизом «Новые индустрии», посвящено вызову времени. Почему образовательный стандарт, который господствует в большинстве российских архитектурных вузов, не отвечает требованиям сегодняшнего дня, что именно надо в нем поменять, что добавить? К каким вызовам надо готовить студентов, к каким сейчас они обычно не готовы по получении диплома?
– Я не знаю в мире учебных программ по архитектуре, основанных на функциональной типологии. Это наследие индустриальной эпохи и «ведомственной» архитектуры. Разговор о том, что стоит поменять, занял бы слишком много места. От выполнения заданий (сформулированных кафедрой, заказчиком, властью и т.д.) архитектор должен перейти к решению проблем, которые ставит перед ним реальность, которые он сам перед собой ставит. Мы должны формировать повестку дня, знать больше, видеть дальше, чем наш заказчик и потребитель. И еще: архитектура одна из немногих уцелевших синтетических профессий, плохо поддающаяся расщеплению на отдельные специализации. Множество отдельных курсов в традиционной архитектурной школе, дающие вроде бы университетскую широту образования, на деле ничем не связаны друг с другом и часто остаются разрозненным набором сведений. Нужны интегральные курсы, объединяющие разные дисциплины архитектурным подходом, и набор узконаправленных спецкурсов по выбору студента. Тогда архитектура удержится на плаву и как профессия, и как область деятельности. Мы стремимся подготовить архитектора, мастера (магистра) к такой роли.