Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

18.09.2015

Беспилотники с социальной нагрузкой

Нина Фролова
Объект:
Дронопорт
Адрес:
Руанда, None,
Мастерская:
Foster + Partners

Норман Фостер представил типовой проект дронопорта – аэропорта беспилотных грузовых самолетов – для Африки.

Дронопорт © Foster + Partners
Дронопорт © Foster + Partners

Проект разработан Foster + Partners совместно с Фондом Нормана Фостера (это его первое «предприятие») и Afrotech – инициативой Федерального политехнического училища в Лозанне, направленной на массовое продвижение в Африке высоких технологий.
 
Дронопорт © Foster + Partners
Дронопорт © Foster + Partners

Население Африки должно удвоиться к 2050 году, достигнув 2,2 млрд человек. При этом материк почти лишен качественной инфраструктуры: там вообще нет континентальных шоссе, почти нет тоннелей, не хватает мостов, и только треть африканцев живет в радиусе 2 км от всесезонных дорог. При этом рельеф материка чрезвычайно разнообразен и полон серьезных преград для передвижения и перевозки грузов – горных хребтов, озер и непригодных для судоходства рек. В то же время, в Африке широко распространены серьезные, но в то же время поддающиеся лечению болезни, к примеру – малярия, от которой умирает 450 000 человек в год, и серповидноклеточная анемия, от которой погибает ежегодно 100 тысяч. В случае малярии, четверти летальных случаев можно было бы избежать, если бы у врачей имелся запас крови для переливания, для лечения анемии донорская кровь также необходима – но вовремя доставить ее на место часто не представляется возможным.
 
Дронопорт © Foster + Partners
Дронопорт © Foster + Partners

Дроны, по идее создателей проекта, смогут сделать для доставки грузов то же, что сделали мобильные телефоны для сферы связи. Беспилотные летательные аппараты смогут доставлять, в первую очередь, донорскую кровь, лекарства и другие экстренно необходимые ресурсы на расстояние до 100 км от базы, причем им не страшны никакие сложности рельефа, и стоят такие перевозки крайне мало.
 
Дронопорт © Foster + Partners
Дронопорт © Foster + Partners

Для полного охвата Африканского материка зоной полетов дронов там необходимо создать значительное число дронопортов – баз для беспилотников. Норман Фостер и его сотрудники при разработке проекта этих зданий опирались как на многолетний опыт создания новаторских аэропортов, так и на свою недавнюю работу – лунную базу для Европейского космического агентства. Как и в космическом проекте, где предполагался надувной каркас, а стены печатались из лунной пыли на 3D-принтере, в африканских дронопортах будет использован минимум материалов.
 
Дронопорт © Foster + Partners
Дронопорт © Foster + Partners

Для сооружения дронопортов на место будут доставляться опалубка и устройства для изготовления кирпичей, глина для которых, как и камни для фундамента, будут добываться на месте. Строительство дронопорта будет осуществляться силами местных жителей, что даст им доход и полезный опыт. Такой подход во всех смыслах ресурсоэффективен.
Дронопорт © Foster + Partners
Дронопорт © Foster + Partners

Сводчатые кирпичные постройки будут занимать минимум площади, но при необходимости из отдельных ячеек-модулей можно будет составлять большие по размеру сооружения. Дронопорты, по замыслу их создателей, станут не только привычным элементом пейзажа, как бензоколонки с распространением автомобилей, но и многофункциональными общественными центрами. Кроме баз обслуживания дронов, причем не только «гуманитарных» беспилотников Red Line, но и более мощных коммерческих Blue Line, которые планируется ввести в строй позже, они вместят поликлиники, отделения почты и курьерской службы, мастерские цифрового производства, центры интернет-торговли (с доставкой товаров посредством Blue Line).
 
Дронопорт © Foster + Partners
Дронопорт © Foster + Partners

Таким образом, необходимый Африке для развития «инфраструктурный прыжок», по замыслу Нормана Фостера, можно будет осуществить дешевыми, ресурсоэффективными и экологичными средствами. Пилотный проект будет запущен в Руанде в 2016, где сложные социальные и природные условия позволят проверить Red Line «в бою». Три первых дронопорта будут построены к 2020, что позволит охватить зоной полета дронов 44% территории страны. Всего в стране планируется возвести более 40 баз, причем центральное расположение Руанды на материке позволит легко расширить ее сеть дронопортов в соседние страны – Конго, Уганду, Танзанию.
 
Дронопорт © Foster + Partners
Дронопорт © Foster + Partners

Для доставки аварийных грузов, в первую очередь – медицинских, будут использоваться беспилотники Red Line с размахом крыльев 3 м, способные нести 10-килограммовый груз. К 2025 будет создана коммерческая сеть Blue Line для доставки запчастей, электронных устройств, товаров интернет-торговли. Ее будут обслуживать дроны с 6-метровым размахом крыльев и грузоподъемностью в 100 кг.
Дронопорт. Этапы возведения здания © Foster + Partners
Дронопорт. Этапы возведения здания © Foster + Partners
Дронопорт. Сеть дронопортов в Руанде © Foster + Partners
Дронопорт. Сеть дронопортов в Руанде © Foster + Partners
Дронопорт © Foster + Partners
Дронопорт © Foster + Partners