Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

10.08.2017

Колористический аттракцион на высоте

Нина Фролова
Мастерская:
Roca

Сдержанный цвет самой известной достопримечательности Франции – парижской Эйфелевой башни – после недавней реконструкции дополнен яркими акцентами.

Эйфелева башня. Лицензия: CC BY-SA 2.0
Эйфелева башня. Лицензия: CC BY-SA 2.0

Париж – город «хорошего вкуса»: насыщенные тона там используются с аккуратностью, и даже современная архитектура придерживается палитры, складывавшейся веками: светлый камень фасадов, зелень бульваров, небо и отражающая его Сена. На окраинах еще можно встретить красочные пятна – например, красные павильоны парка Ла-Виллетт Бернара Чуми – но в центре города они редкость. Поэтому такое волнение у парижан вызвал в свое время проект Центра Помпиду архитекторов Ренцо Пьяно и Ричарда Роджерса (1971–1977): он сочетал «чрезмерные» хай-тековские формы с ярким «цветовым кодом» вынесенной наружу инфраструктуры: водопроводные трубы были окрашены в зеленый, вентиляция – в синий, эскалаторы выделены красным, и так далее. Ренцо Пьяно, тогда еще не любимец международного истеблишмента, как сейчас, а молодой бунтарь, потратил целый год на разработку этой смелой колористической схемы, причем шесть месяцев, по его словам, ушло на выяснение точного оттенка Эйфелевой башни, в цвет которой многие связанные с проектом французы желали окрасить Центр Помпиду.
Эйфелева башня. Лицензия: CC BY-SA 2.0
Эйфелева башня. Лицензия: CC BY-SA 2.0

Скорее всего, по поводу анализа длиной в полгода архитектор шутит, но трепетное отношение к цвету и красочному покрытию «Железной дамы», как называют башню парижане – реальность. Еще сам Густав Эйфель призывал относиться к покраске своего сооружения особенно тщательно, чтобы защитить его чугунные конструкции от ржавчины, и до сих пор «Железную даму» красят только вручную, причем на каждый «сеанс» уходит примерно полтора года – с учетом «простоя» маляров из-за плохой погоды. За время существования башни ее перекрашивали 18 раз, причем тон со временем менялся.

В 1889 г. к открытию в Париже Всемирной выставки, отмечавшей столетие Французской революции, Эйфелева башня – задуманная как главный аттракцион этой «Экспо» – была окрашена впервые, для чего выбрали красно-коричневый цвет. Но уже в 1892 она приобрела оттенок коричневой охры, а с 1899 краску обновляли регулярно – раз в семь лет. Тогда она стала желтой, а с 1907 до середины века оставалась желто-коричневой. Затем вновь последовал краткий «красно-коричневый период», а с 1968 по наши дни башню красят в запатентованный «коричневый Эйфелевой башни», который при желании можно найти и у производителей бытовых красок. Этот сдержанный бронзовый цвет наносят в трех оттенках: самый темный в нижней части, самый светлый – наверху, чтобы башня в целом казалась окрашенной в один тон.

На полное покрытие знаменитого сооружения (250 000 м2 поверхности) уходит 60 тонн краски и порядка 4 млн евро. В два последних «сеанса» – 2002 и 2009 годов – была использована экологически чистая краска без свинцовых пигментов.
Покраска Эйфелевой башни © www.toureiffel.paris
Покраска Эйфелевой башни © www.toureiffel.paris

Однако было бы неверным заявить, что Эйфелева башня чужда ярким краскам: ее регулярно украшают иллюминацией – например, в цветах французского флага. Однако это «временная мера», а постоянные цветовые акценты появились там лишь после реконструкции 2014 года.

Как Архи.ру рассказывал нашим читателям в подробном репортаже из Парижа, тогда был обновлен первый ярус башни, где вместо старых павильонов появились два новых – «Эйфель» и «Ферье», а третий, центральный, был обновлен. Непрозрачные части их фасадов, как и входных павильонов лифта, получили холодный «английский красный» цвет, но главный колористический аттракцион ждет посетителей внутри.
Раковина Diverta. Туалетные комнаты Ferrié Pavilion © Roca
Раковина Diverta. Туалетные комнаты Ferrié Pavilion © Roca

Туалетные комнаты в павильонах «Эйфель» и «Ферье» выдержаны в ярком «венецианском красном»: этот энергичный всплеск цвета, тем не менее, прекрасно вписывается в историю башни. В самом начале ее существования, в 1887–1888, сразу после изготовления все элементы ее конструкции были окрашены как раз в «венецианский красный», а сдержанный красно-коричневый цвет она получила уже после монтажа на территории Всемирной выставки.
Раковина Amberes, подвесной унитаз Meridian. Туалетные комнаты Eiffel Pavilion © Roca
Раковина Amberes, подвесной унитаз Meridian. Туалетные комнаты Eiffel Pavilion © Roca

Павильон «Эйфель» – по сути, новая входная группа, разместившаяся на высоте 57 метров над Парижем. Здесь туалетные комнаты оформлены достаточно традиционно: белые унитазы, писсуары и умывальники на фоне ярко-красной крупно- и мелкоразмерной плитки стен, спокойный серебряный блеск металлических деталей.

Второй павильон, «Ферье» заключает в себе магазины и рестораны. Здесь и стены, и сантехника выдержаны в «венецианском красном», причем унитазы, писсуары и раковины в этом редком оттенке были разработаны и произведены специально для Эйфелевой башни. В обоих павильонах сантехническое оборудование – в том числе и сложного «венецианского красного» цвета – установлено от Roca.
Унитаз Meridian-N, раковина Diverta. Туалетные комнаты Ferrié Pavilion © Roca
Унитаз Meridian-N, раковина Diverta. Туалетные комнаты Ferrié Pavilion © Roca

Вообще, привычка публики к отсутствию цветного оборудования в общедоступных туалетных комнатах была нарушена всего лет 30–35 назад. Тогда постмодернизм потребовал присутствия в интерьерах «мест общего пользования» сантехприборов оттенков охры, сепии, умбры, и, как ни странно, ультрамарина и изумрудно-зеленого. Где-то на периферии стилевого мейнстрима еще в середине 1990-х в аналогичных интерьерах мелькали золото, серебро, медь, патинированная бронза. Интерьеры в стиле хай-тек породили не только металлические сантехнические приборы всех оттенков серебра, но и керамическую сантехнику оттенков черного и красного. Таким образом, этюд Roca «в багровых тонах», исполненный для Эйфелевой башни – это логичное продолжение работы с интерьерами в стиле хай-тек, ориентированном на такие шедевры индустриального строительства, как парижская «Железная дама».
Эйфелева башня. Ночная подсветка.
Эйфелева башня. Ночная подсветка.