Публикуем итоговую исследовательскую работу выпускников Института «Стрелка»’2015 Егора Орлова, Варвары Назаровой и Томаса Кларка «Биология без границ: революция тела и природы».
Архи.ру уже писал о выставке итоговых работ студентов «Стрелки» 2014/15 «Большое будущее» (сайт выставки – bigfuture.ru). Теперь мы публикуем один из этих 11 исследовательских проектов, выполненный студентами Егором Орловым, Варварой Назаровой и Томасом Кларком (Thomas Clark) под руководством преподавателя Дарьи Парамоновой.
По всему миру системам здравоохранения все сложнее справляться с растущим числом хронических заболеваний, и биотехнологии (или, как мы это называем, «технически усовершенствованная биология») могут изменить ситуацию в лучшую сторону. Более эффективные и дешевые биотехнологические лекарства узкого, направленного действия к 2020 году составят примерно половину рынка фармацевтики, а специальные нательные устройства помогут с ранней диагностикой. С одной стороны, это сделает медицину в первую очередь наукой о данных, а с другой – фундаментально изменит отношение общества к людям с ограниченными возможностями или физическими недостатками. В далекой перспективе можно представить себе переход от замалчивания и стигматизации инвалидности к торжеству биотехнологически усовершенствованного человека.
Здравоохранение в России – стране, лидирующей в мире по числу смертей от сердечно-сосудистых заболеваний, едва ли готово к радикальным биотехнологическим инновациям. В регионы, где, в отличие от столицы, часто нет и простейшего оборудования, новшества доберутся не скоро. Национальная привычка ждать, пока «само пройдет», усложняет и раннюю диагностику, и лечение. К тому же заложенные в бюджет до 2017 года затраты на здравоохранение были недавно сокращены на 23%, и средств на биотехнологическую революцию в стране просто нет.
Что же ждет Россию? Доля личных затрат на здоровье растет по сравнению с государственными (с 24% в 1995 году до 40% в 2011-м). 72% медикаментов в стране приобретаются на частные средства, по сравнению с 25-40% в Европе. Те же, кто не могут заплатить или добраться до государственной клиники, должны искать альтернативные методы лечения.
Рано или поздно здоровье должно подчиниться правилам рынка, тогда закон спроса и предложения выведет эффективную «технологически усовершенствованную биологию» на первое место. При этом централизованный сбор и обработку данных будет контролировать государство, а вот их изучение, как и производство биотехнологических препаратов, целиком перейдет в частный сектор. Возможно, со временем государство проявит интерес к усилению своей роли в столь важной и политически значимой отрасли, консолидирует аналитику и производство, и забота о здоровье станет национальным проектом. Торгово-развлекательные центры, символы культуры и досуга первых десятилетий XXI века, быстро подстроятся под новый вектор – здоровье – и предложат совершенно новый набор товаров и услуг.
Картина будущего может выглядеть так: к 2065 году торгово-оздоровительные центры (ТОЦ), возникшие в результате государственно-частного партнерства, стали основой российской системы здравоохранения. В Екатеринбурге – городе, широко известном своими специалистами по вычислительной биологии, крупнейший ТОЦ – «Вавилон» – предоставляет огромный выбор образцов «спроектированной жизни». Вот одна из его посетительниц – Виктория – пожилая, но прекрасно выглядящая дама, больная раком, однако не страдающая от него. Благодаря индивидуальному плану лечения и модифицированным продуктам, рак практически не влияет на качество жизни женщины. На руке Виктории татуировка – вживленный датчик, следящий за ее состоянием; когда приходит время процедур, рисунок начинает светиться. Для подтверждения покупки медицински модифицированных овощей в гастрономе, предложенных тем же датчиком здоровья, необходимо пройти распознавание генома – это не сложнее, чем оставить отпечаток пальца. Визит в ТОЦ – еще и своего рода светский выход, возможность показать себя и свое прекрасное биотехнологическое тело (протезированная голень Виктории – настоящее произведение искусства, впервые продемонстрированное публике на открытии Дополненных Олимпийских игр в 2064 году).