|
Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)
|
29.07.2015
|
Море, солнце, самолеты
|
Лилия Аронова
|
Объект: |
Интерьеры Международного аэропорта «Симферополь»
|
Адрес: |
Россия,
Симферополь.
Укромновское сельское поселение, Площадь воссоединения, 1
|
Архитектор:
|
Юлий Борисов
|
Мастерская:
|
UNK
|
Авторский коллектив:
|
Руководитель авторского коллектива: Ю. Тряскина, Ю. Борисов
Архитекторы (интерьеры): О. Романова, Т. Гриханова, И. Колоколова, Д. Корпусова
Архитекторы (благоустройство привокзальной площади): Л. Маттана, П. Култышев, К. Заиграев, Д. Вукосавлевич
|
В архитектурной концепции нового аэровокзального комплекса Симферопольского аэропорта архитекторы UNK project отразили все основные тематические ассоциации, связанные в нашем сознании с полуостровом Крым.
Проект международного аэропорта «Симферополь» © UNK project
Аэропорт «Симферополь» уже сейчас активно модернизируется, а к 2018 году здесь запланировано построить с нуля новый аэровокзальный комплекс, который займет площадь около 60 000 м2 и позволит принимать до 8,5 миллионов человек в год. Для решения этой задачи был проведен закрытый конкурс на лучший проект комплекса, к участию в котором, по словам генерального директора аэропорта Евгения Плаксина, пригласили «девять ведущих архитекторов мира». В их числе – московское бюро UNK project.
За пятнадцать лет своего существования эта мастерская сумела выйти на уровень масштабных архитектурных проектов – таких, как жилые кварталы, торговые центры, спортивные сооружения и небоскребы Москва-Сити. Несколько месяцев назад проект UNK project победил в конкурсе на дизайн внутренних помещений нового терминала международного аэропорта «Большое Савино» города Перми – то есть аэропорт в их творческой биографии уже был, но только в виде интерьеров; придумывать же аэровокзальный комплекс полностью UNK project еще не приходилось, и, по словам Юлия Борисова, они восприняли эту задачу как определенный вызов.
Проект международного аэропорта «Симферополь» © UNK project
UNK project позиционирует себя как бюро «с западными принципами работы». Возможно, главный из этих принципов состоит в программном превалировании функции над формой, то есть сначала решается вопрос «зачем» и только потом – «как». Вот и в данном случае архитекторы начали с сути. Что такое аэровокзал? Это то место, куда пассажир попадает непосредственно после выхода из самолета, пережив сразу несколько стрессов: сам по себе перелет, смену климата, часового пояса, переключение с рабочего режима на отпускной...
Будучи людьми много путешествующими, архитекторы UNK project отлично знакомы с этими ощущениями; обладая солидным опытом проектирования объектов, предполагающих значительный трафик, они умеют оптимизировать движение человеческих потоков таким образом, чтобы не добавлять участникам стресса, а, наоборот, по возможности снять напряжение. Как говорит Юлий Борисов, для них было важно «сделать такой неурбанистический аэропорт, аэропорт-сад, чтобы было сразу ясно: он расположен не в мегаполисе, а во всероссийской санаторной зоне». Поэтому не менее важной задачей, чем тщательная разработка прозрачной и эргономичной технологической структуры здания аэровокзала (функциональные зоны разместились в многосветном объеме удобно и логично, то же самое можно сказать о связывающих их коммуникациях), стало обеспечение плавного и психологически комфортного перехода человека «в режим отпуска» и обратно. Перехода – в буквальном смысле слова: спустившись со второго уровня аэровокзала, где расположена зона прилета, к выходу из здания аэровокзала, пассажир не испытывает шока от попадания из кондиционированного помещения под лучи палящего солнца. Это стало возможно благодаря главной идее проекта – общей кровле в форме закругленной трапеции, объединяющей полукруглое в плане здание, через подъездную дорогу, с привокзальной площадью.
Проект международного аэропорта «Симферополь» © UNK project
Площадь, таким образом, получилась крытой, но света и воздуха здесь в избытке: воздушные потоки свободно гуляют в лишенном стен пространстве, фонари верхнего света дают достаточно естественного освещения, комфортный уровень влажности поддерживается благодаря струям расположенного в центре фонтана. Фасады аэровокзала полностью остеклены, так что визуально граница между интерьером и внешним пространством тоже почти не ощущается. Ну а сама площадь с кафе, магазинами, клумбами и волшебным фонтаном, из капель которого водный принтер сможет создавать любые надписи и изображения, по замыслу архитекторов, должна стать центром притяжения не только для пассажиров, но и для жителей близлежащих кварталов.
Проект международного аэропорта «Симферополь» © UNK project
Основные тематические ассоциации, связанные с полуостровом, отработаны в проекте столь же добросовестно, сколь и изобретательно. Что такое Крым? Это море – его волны отразились в изгибе крыши над перроном. Это чайки – и в верхних частях легких, словно взмывающих ввысь белоснежных Y-образных пилонов, поддерживающих кровлю и внутри, и снаружи здания, угадывается размах птичьих крыльев. Это вода – и центром привокзальной площади становится круглая чаша фонтана, струи которого образуют прозрачную завесу по периметру площади. Это солнце – и к естественному освещению, проникающему через полностью остекленные фасады, добавляются потоки света из фонарей в кровле (Борисов вообще очень ценит естественный свет, считает его базисным понятием в архитектуре и использует мастерски). Это, наконец, знаменитые крымские вина – и веером расходящиеся лучи парковочных рядов, как у Рафаэля Виньоли в аэропорту Монтевидео (Уругвай ведь тоже известный винодельческий регион), перемежаются ровными рядами зелени, напоминая разбегающиеся по склонам холма ряды виноградников. Кстати, возвращаясь к функции: при таком обильном озеленении парковочного пространства и автомобили в жару не должны перегреваться, да и водитель по дороге от машины не рискует сгореть на солнце.
|
|