Победителем конкурса на проект Музея Гуггенхайма в Хельсинки стала парижская мастерская Moreau Kusunoki Architectes.
Напомним, что этот открытый международный конкурс стал одним из крупнейших архитектурных событий последних лет: для участия в первом туре было подано 1715 проектов. Одновременно он вызывал немало критики – как общей, направленной на культуру «иконических» зданий, не связанных с контекстом и лишенных продуманной функции, и на погоню за «эффектом Бильбао», так и более конкретной. Многим жителям Хельсинки, как архитекторам, так и широкой публике, неясно, что даст их городу здание филиала международной музейной сети, для которого выбрали очень заметное место – в историческом центре, в Южной гавани, близ причалов круизных лайнеров и паромов. Отдельное возмущение вызывала сумма, в которую проект обойдется городу. В результате был даже организован альтернативный конкурс.
Moreau Kusunoki Architectes. Музей Гуггенхайма в Хельсинки. Изображение: designguggenheimhelsinki.org
В такой ситуации неудивительно, что жюри «официального» конкурса выбрало очень сдержанный, «уважительный», по их словам, проект молодых архитекторов из Парижа Николя Моро и Хироко Кусуноки под девизом «Искусство в городе» (GH-04380895). Они видят музей как серию павильонов с фасадами из почти черного жженого дерева – невысоких и не бросающихся в глаза. Их свободное расположение предполагает как разные сценарии использования, так и интеграцию в существующую уличную сеть и общественную жизнь центра Хельсинки. Людские потоки смогут проходить сквозь музей, огибая павильоны, при этом свободные пространства между ними можно будет использовать для выставок и других мероприятий. В то же время архитекторы продумали и единый маршрут осмотра, которому не мешает разделение музея на корпуса.
Moreau Kusunoki Architectes. Музей Гуггенхайма в Хельсинки. Изображение: designguggenheimhelsinki.org
Единственная «знаковая» часть постройки – это башня-маяк со смотровой террасой наверху. В остальном жюри описывает проект как «разбитый на части, не иерархичный, горизонтальный кампус», отмечая, что замысел парижских архитекторов гибок и сможет подстроиться под меняющиеся с годами нужды кураторов и посетителей. Среди направлений доработки проекта названы проблема вертикальной циркуляции, функция главной террасы и конструкция кровли.