В 1993 Ингвиль Гётц открыла художественную галерею в Мюнхене, в собрании которой представлено современное искусство с акцентом на такие темы, как рефлексия, политика и социальная критика. В дополнение к живописи, графике, фотографии и инсталляциям, внимание галереи и ее владелицы обращено к медиа-искусству: видео-арту, фильмам и т.д. Фрау Гётц интересуют те и то, что не назовешь мейнстримом: считается, она умеет читать между строк и видеть талант у тех художников, кого называют странными или даже аутсайдерами.
Хозяйка галереи, кроме наличия негласного титула одного из самых успешных коллекционеров современного искусства в мире, также знаменита своей благотворительной деятельностью. Ингвиль – старший ребенок предпринимателя Вернера Отто. Наверняка вы не раз видели каталоги OTTO, по которым можно заказать все, что угодно: от кроватей и стремянок до цветов и губной помады. Семья Отто – одна из богатейших в Германии, и наследство отца помогло Ингвиль заниматься тем, что ей по душе. В молодости она хотела стать художником, но, как признается сама, «очень скоро поняла, что другие превосходят ее в этой области», и основала издательство, а затем – стала собирать произведения искусства.
Коллекция ее музея сегодня насчитывает более 5 000 работ, а само здание галереи скрыто от глаз высокой стеной-забором, и попасть туда можно исключительно по предварительной записи. Так что, скорее всего, если вы будете проездом в Мюнхене и захотите посмотреть на одно из первых зданий Herzog & de Meuron, то вам лучше позаботится о пропуске в галерею заранее. Из хорошего – посещение будет бесплатным. Из не такого хорошего – если у вас не будет брони, то не тешьте себя надеждой увидеть хотя бы фасад: из-за стены-ограды видны лишь деревья.
Такую, на первый взгляд, недемократичность очень легко объяснить: музей расположен на частном участке фрау Гётц, где живет и она сама. Ее дом раположен в буквальном смысле в двух шагах от галереи, среди берез и хвойных деревьев.
Почему Ингвиль Гётц выбрала на тот момент еще не знаменитых архитекторов для такого значимого для нее проекта, как собственная галерея – сказать сложно: сама она об этом не рассказывает. Я думаю, что это было чутье на талант, которое не раз помогало ей увидеть настоящие «бриллианты» в еще безвестных художниках.
Район, где расположена галерея, в основном, застроен частными домами и виллами, и здесь действуют строгие ограничения по высоте зданий. На момент строительства, пришедшегося на 1991–1992 годы, коллекция фрау Гётц была уже достаточно объемной и требовала немалого пространства. По этой причине проект галереи предполагал наличие там цокольного этажа. Херцог и де Мерон учли эту необходимость, но при этом сделали так, что видео, живопись и рисунки, которые было бы логично разместить именно в цоколе, были, напротив, равномерно распределены на разных ярусах. В результате, на верхнем этаже устроены три выставочных зала, а главный зал помещен на цокольный уровень. Стены высотой от 4 до 5,5 метров отделаны «грубой штукатуркой»; через полосы матового остекления наверху, не бликуя, проходит внутрь свет. Архитекторы пытались создать ощущение единого пространства во всех залах, чтобы посетитель «не мог определить, на каком этаже он находится».
Звучит это, конечно, очень концептуально и романтично, но, так как осмотр экспозиции посетитель начинает с цокольного этажа и, хочешь – не хочешь, но пользуется лестницей, то, конечно, разница ощутима. К тому же на верхнем этаже даже через совсем небольшую полосу матового остекления света в залы попадает несравнимо больше, чем в темное цокольное пространство.
Здание галереи, по сути – это два объема, контейнера, если хотите, стоящих друг на друге. Материалы плавно сменяют друг друга: матовое стекло переходит в дерево, а затем – в необработанный аллюминий, снова перетекающий в матовое стекло. Казалось бы, все очень просто, но эффект достигается потрясающий. С определенных ракурсов возникает ощущение парящего между двумя световыми полосами объема.
Herzog & de Meuron всегда умеют выгодно подчеркнуть свойства материалов. Вот и галерея Goetz за счет этого абсолютно по-разному выглядит в разное время суток и при разной погоде, в тот или иной сезон. Здание может исчезать, оставляя две светящиеся полосы, мимикрировать под окружение, парить в воздухе. Я была в галерее в разное время суток, в разные годы, зимой и летом, и каждый раз она дает абсолютно разные ощущения. И это, к сожалению, тот случай, когда нужно все увидеть своими глазами: фотографии эффект не передают.
Еще хотелось бы затронуть любимую мной тему старения зданий. Я уже не раз писала о том, что большинство из них стареют некрасиво, разрушаясь, выходя из моды и так далее. Галерее Goetz вышеперечисленное вряд ли грозит: она проста – простотой гениальной, которую время только улучшит.
Кроме выставочных пространств, в галерее есть специально оборудованный запасник, библиотека, доступная по запросу для исследователей (на самом деле, она очень и очень небольшая и узкопрофильная, в основном, посвященная представленным в галерее художникам) и архив.
Участок, на котором расположена галерея, как я уже упоминала, служит еще и внутренним двором для дома фрау Гётц. О нем рассказать что-либо сложно, так как за деревьями видны только простые бетонные стены, но, очевидно, что стилистически галерея должна была стать органическим продолжением этого дома, построенного в 1960.
Я надеюсь, что приехав в Мюнхен – впервые или в очередной раз – вы обязательно найдете время заглянуть за бетонный забор галереи Goetz, мимо которого вы, скорее всего, иначе бы прошли. За высокой стеной – целый мир с одной из важнейших частных коллекций новейшего искусства, одним из первых зданий Herzog & de Meuron и одной-единственной фрау Гётц , благодаря которой все это существует.