С конца прошлого века в Берлине строительство идет и новые тенденции появляются, в основном, в бывшей восточной части города, преимущественно – в районе Митте. Одновременно старое сердце Западного Берлина, окрестности вокзала «Зоологический сад» и Мемориальной церкви кайзера Вильгельма, было немного подзабыто, и атмосфера там стала серой, потертой и скучной. Знаменитый бульвар Курфюрстендамм потерял часть своего великолепия, хотя деньги, показной блеск, пафос и эффектные спортивные машины там оставались всегда.
Но сейчас ситуация медленно, но ощутимо меняется, хотя «Зоологический сад» и потерял свою роль главного транспортного узла после открытия в 2006 нового Центрального вокзала на месте вокзала Лертер.
Вот несколько признаков этой перемены: компания Apple разместила свой новый флагманский магазин на Ку-дамм, и там же был построен роскошный отель Waldorf Astoria, стильный европейский небоскреб с красивыми аркадами; вокруг Мемориальной церкви больше нет наркоманов, а немного раньше Хельмут Ян построил там комплекс Kranzler Eck, сияющее здание из стали и стекла.
В современной Германии тенденция такова: торговые центры вновь строятся в черте города и даже в его историческом центре. Однако большинство из них развивают одну и ту же схему, и наполнены одними и теми же брендами: H&M, Desigual, фудкорты с обтекаемыми очертаниями, иногда – с этническими элементами, а в подвале – непременный супермаркет. Специализирующиеся на такой коммерческой застройке архитекторы обычно делают интерьер, пытаясь придать ему «индивидуальность» – то есть украшая его так, как считают оптимальным они сами и инвестор.
Но рядом с вокзалом «Зоологический сад» появилось исключение из этого правила, торговый центр, который его создатели назвали «концепт-моллом». Это Bikini Berlin, часть большого модернистского ансамбля – «Центра у зоопарка» (Zentrum am Zoo). Он был построен в 1957 по проекту Пауля Швебеса (Paul Schwebes) и Ханса Шосбергера (Hans Schoszberger) и стал одним из символов Западного Берлина. К началу XXI века, однако, он обветшал, но баварские инвестиции и помощь умелых архитекторов и предпринимателей помогла вновь сделать это красивое здание заметным на карте столицы Германии.
Ансамбль состоит из нескольких частей. Интересующий нас Bikinihaus, содержавший офисы и торговые площади, был прозван так берлинцами из-за «отсутствующего» – открытого – среднего яруса – как в новшестве тех дней купальнике-бикини. Теперь он является памятником архитектуры, как и остальные корпуса комплекса – офисный «большой небоскреб» (Große Hochhaus), кинотеатр Kino Zoo Palast и «малый небоскреб» (Kleines Hochhaus), где сейчас разместились гостиница 25hours и парковка. Концепция Bikini Berlin искусно соединяет шоппинг, работу, досуг – включая кино, «городской оазис» и модный и интересный отель.
Перед отвечавшими за модернизацию архитекторами стояла тонкая задача: оживить модернистских «красавиц» и создать в них больше площадей. Кроме того, требовалось обновить Zoo Palast, бывшую главную сцену Берлинского кинофестиваля, вернув кинотеатру прежний блеск. После санации киноплекс вновь стал одной из ключевых площадок Берлинале.
Баварские архитекторы Hild und K, которым и поручили проект, переместили свой берлинский филиал в здание рядом с вокзалом «Зоологический сад», чтобы за ходом работ можно было наблюдать из окон мастерской. Общий план реконструкции был разработан бельгийским бюро SAQ во главе с Арне Кензом. От участников проекта также потребовались знания по реставрации и консервации, т.к., напомним, они имели дело с охраняемым государством памятником архитектуры.
Главная идея проекта заключалась в создании нового большого пространства с верхним светом, «бассейна» между Bikinihaus’ом и берлинским зоопарком в огромном парке Тиргартен. На крыше этого объекта устроена общественная «плаза» на открытом воздухе, куда можно подняться с улицы по широкой лестнице. С крыши открываются прекрасные виды на парк и зоопарк, а зимой там заливают каток. Оттуда можно попасть в магазины Bikini, вестибюль и кафе для завтрака отеля, а также – в пару особых «дизайн-книжных магазинов-офисов-кафе».
Магазины Bikini, не считая устроенных на крыше, расположены на двух уровнях. Главное пространство с верхним светом получило огромное окно, выходящее на сторону зоосада. Широкая и крепкая деревянная скамья перед этим окном уже стала популярным местом встреч, а через стекло можно видеть вольер с обезьянами – поэтому окно прозвали «обезьяньим».
Уже упоминавшийся «малый небоскреб» вместил гостиницу 25hours, тема которой – «городские джунгли». Все ее объекты общепита были смело размещены на верхнем этаже – кухня, прекрасный ресторан и уже ставший знаменитым Monkey Bar с панорамой Берлина. Вход в отель располагается в переулке, откуда посетитель должен подняться на лифте до вестибюля со стойкой портье и кафе для завтрака. Приятно-брутальный интерьер 25hours (бетонные поверхности встречаются даже в номерах) был задуман и реализован дизайнером Вернером Айсслингером (Werner Aisslinger).
Среди магазинов и других заведений в Bikini Berlin нет хорошо известных, популярных у молодежи по всему миру брендов, опирающихся на «каторжные» фабрики в развивающихся странах. Здесь можно встретить, по большей части, европейские марки качественной модной одежды и дизайна. На уровне улицы открыты небольшой супермаркет Kaisers, кафе и рестораны. На третьем этаже более дорогие немецкие марки размещены в прозрачной, остекленной «талии» здания, которая раньше была открытой.
Также в торговом комплексе можно найти большой книжный магазин-кафе издательства Gestalten, где также продаются предметы дизайна на книжную тему. Artek+Vitra также открыли там небольшой бутик, где, помимо прочего, продается подержанная мебель и подают кофе с пирожными.
Самая интересная идея создателей нового Bikini – небольшие «коробки» или открытые деревянные контейнеры для молодых дизайнеров и начинающих предпринимателей, которые сдаются в аренду на короткий срок. Напоминающее базар решение оживляет уличный уровень здания и позволяет ему постоянно менять облик – как и кафе, обставленное подержанной мебелью скандинавских марок. Это кафе, как и «обезьянье окно», придают элегантной постройке с бетонными поверхностями и великолепными стальными балками, окрашенными в нежно-зеленый тон, приятную, «каждодневную» теплоту. Цветные стеклянные панели оригинального фасада и старые камни уличной вымостки были перемолоты и добавлены в штукатурку – так продолжилась берлинская традиция вторичного использования строительных материалов.