Постройка, откликающаяся на историческое промышленное окружение условно-морским обликом, расположена между начальным отрезком парка-эстакады Хай-Лайн и берегом реки Гудзон: к воде она обращена 9-этажной частью, а к парку спускается открытыми ступенями-террасами. К Хай-Лайн же обращен и главный вход музея с просторной площадью перед ним. Это общественное пространство продолжают вестибюль и доступный без покупки билета выставочный зал на первом этаже; там же находятся «обязательные» ресторан и музейный магазин.
Музей американского искусства Уитни – новое здание. Фото: Nic Lehoux
Выше располагаются другие обычные для крупного музея помещения: зрительный зал на 170 мест и образовательный центр, галерея для кинопоказов, видео-арта и перформансов, зал временных выставок площадью 1675 м2 – самое большое в Нью-Йорке пространство такого типа без колонн, два яруса постоянной экспозиции, реставрационные мастерские и центр исследования произведений, выполненных на бумаге, библиотека, а на самом верху – кафе с открытой террасой.
Музей американского искусства Уитни – новое здание. Фото: Nic Lehoux
Террасы и панорамные окна, в том числе – в зрительном зале, используют удачное положение здания: эффектные виды на деловой центр Манхэттена, Хай-Лайн и водную гладь помогут посетителям развеять «музейную усталость», которая вполне может настигнуть их в таком крупном учреждении, как Уитни. Всего в новом корпусе 20 500 м2, из них 4600 м2 занимают выставочные залы; впрочем, открытые пространства занимают тоже немало: 1200 м2.
Музей американского искусства Уитни – новое здание. Фото: Nic Lehoux
Особая тема – устойчивость нового Уитни к возможному затоплению: после урагана Сэнди вопрос защиты от потопа стал для Нью-Йорка первоочередным. На случай стихийного бедствия предусмотрены усиленный водонепроницаемый фундамент, шлюзовые ворота для находящихся со стороны реки грузового подъезда и служебного входа, мобильная система защиты от затопления, дренажный насос повышенной мощности с возможностью автономного аварийного питания и т.д.
Критики отмечают, что здание с фасадами из серо-голубой стали и стекла с низким содержанием железа нельзя назвать привлекательным, но при ближайшем рассмотрении оно вполне способно нравиться. Самой заметной из рецензий стал текст Майкла Киммельмана в New York Times – но не из-за традиционно высокого качества текста, а благодаря эффектной и познавательной мультимедийной подаче материала, которую уже отнесли к достижениям цифровой журналистики.
В этой истории есть еще один герой: старое здание Уитни, построенное Марселем Брейером в 1966. С тех пор коллекция музея выросла с 2000 до более 20 000 произведений, поэтому необходимость переезда оттуда была очевидна. Но за шедевр модернизма не стоит беспокоиться: Уитни заключил договор с Музеем Метрополитен, и тот в ближайшие 8 лет будет показывать в здании выставки современного искусства. Постройка теперь называется The Met Breuer – с явным упором на имя архитектора, то есть можно ожидать уважительного отношения к памятнику. The Met откроет свою новую площадку весной 2016.