Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

15.05.2015

Репертуар архитектурных форм

Нина Фролова
Объект:
Комплекс Фонда Prada
Адрес:
Италия, None, Милан.
Мастерская:
OMA

В Милане открылся комплекс фонда Prada – реконструированный Ремом Колхасом и OMA водочный завод начала XX века.

Комплекс Фонда Prada. Фото: Charlie Koolhaas
Комплекс Фонда Prada. Фото: Charlie Koolhaas

Новый комплекс состоит из семи заводских корпусов 1910-х годов (складов, лабораторий и бродильных цистерн) и трех новых построек – «Музея» (пространства для временных выставок), «Кинотеатра» (зала мультимедиа) и 10-этажной «Башни» (здания для экспозиции собственной коллекции фонда Prada; оно откроется немного позже), а также большого двора. Из общей площади в 18 900 м2 под выставки выделено 11 000 м2.
 
Комплекс Фонда Prada. Фото: Bas Princen
Комплекс Фонда Prada. Фото: Bas Princen

Описывая свою постройку, Рем Колхас отметил, что нынешнее «неимоверное расширение художественной системы» не сопровождалось ростом числа типов экспозиционных зданий: их очень немного. Популярнейший тип, отслужившие свое промышленные сооружения художники выбирают как нейтральный вариант «по умолчанию», не вступающий в конфликт с их работами.
 
Комплекс Фонда Prada. Фото: Bas Princen
Комплекс Фонда Prada. Фото: Bas Princen

В отличие от многих других подобных примеров, занятый фондом Prada завод в миланском районе Ларго-Изарко демонстрирует очень большой «репертуар» форм и типов пространства, часто контрастных – узких и широких, светлых и темных, открытых и закрытых. По мысли Колхаса, такое разнообразие архитектуры станет вызовом для искусства и поспособствует созданию оригинальных проектов.
 
Комплекс Фонда Prada. Фото: Charlie Koolhaas
Комплекс Фонда Prada. Фото: Charlie Koolhaas

Кроме того, архитектор обратился к по-прежнему интересующей его теме сохранения наследия. Он считает свой проект и не «консервацией», и не новой постройкой, а чем-то посредине. Постоянное взаимодействие этих двух «состояний» не позволит частям сооружения слиться в единый образ или же одному из его компонентов – обрести главенство над остальными.
Комплекс Фонда Prada. Фото: Bas Princen
Комплекс Фонда Prada. Фото: Bas Princen

В целом, комплекс – несмотря на своего «роскошного» заказчика – решен достаточно скромно. Внимание издалека привлекает лишь покрытый позолотой один из корпусов (Колхас заявляет, что такое фасадное решение по цене доступнее мрамора или даже краски). Кроме того, для фасадов и интерьеров был использован пенометалл на основе алюминия.
 
Комплекс Фонда Prada. Фото: Bas Princen
Комплекс Фонда Prada. Фото: Bas Princen

Кроме разработки архитектурного проекта, ОМА также выступили авторами дизайна первой выставки в миланском комплексе. «Серийная классика» (куратор Сальваторе Сеттис, Salvatore Settis) посвящена неоднозначным отношениями между подлинностью и имитацией в Древнем Риме на примере многочисленных римских копий греческой скульптуры, изготовление которых можно рассматривать как дань уважения культуре Греции.
 
Комплекс Фонда Prada. Фото: Bas Princen
Комплекс Фонда Prada. Фото: Bas Princen

Во входном корпусе фонда Prada имеются ресторан, дизайн интерьера которого создал кинорежиссер Уэс Андерсон, и «детская зона», спроектированная студентами версальской Высшей архитектурной школы.
Комплекс Фонда Prada. Фото: Charlie Koolhaas
Комплекс Фонда Prada. Фото: Charlie Koolhaas
Комплекс Фонда Prada. Вид выставки «Серийная классика». Фото: Bas Princen
Комплекс Фонда Prada. Вид выставки «Серийная классика». Фото: Bas Princen
Комплекс Фонда Prada. Вид выставки «Серийная классика». Фото: Bas Princen
Комплекс Фонда Prada. Вид выставки «Серийная классика». Фото: Bas Princen
Комплекс Фонда Prada © OMA
Комплекс Фонда Prada © OMA