Проект жилого квартала на ул. Красноказарменная «Аннегофская роща»
Адрес:
Россия,Москва.ул. Красноказарменная, вл. 14
Архитектор:
Зураб Басария
Михаил Канунников
Всеволод Медведев
Олег Мединский
Мастерская:
Четвертое измерение
Конкурсный проект жилого квартала на месте Анненгофской рощи от бюро «Четвертое измерение»: пример соединения эффектных футуристических башен с гуманным решением городской среды и равномерным распределением функций.
Район Лефортово, один из старейших в Москве, активно преображается. Если сейчас больше половины его территории занимают промышленные предприятия, то в самом ближайшем времени это соотношение обещает измениться в пользу жилых, культурных и общественных пространств. Не так давно отбушевали страсти вокруг планов застройки территории завода «Серп и молот», а в августе 2014 года ГК «Мортон» объявила блиц-конкурс на эскиз развития соседнего участка, относящегося к владению 14 по Красноказарменной улице. По итогам конкурса присудили одну первую и одну вторую премию, ещё восемь работ вошли в шорт-лист (а значит, по условиям, «могут быть привлечены к последующим творческим конкурсам и проектам ГК «Мортон» и ООО «Региональный центр урбанистики»). Одним из этой восьмерки стал проект «Анненгофская роща» мастерской «Четвертое измерение».
Поскольку существующую на территории застройку – производственные цеха, склады и прочие не представляющие сколько-нибудь заметной культурной или архитектурной ценности сооружения – сохранять не планируется, фантазию конкурсантов не ограничивало ничто, кроме собственно техзадания. Зато имелся в наличии занимательный исторический контекст – непростая судьба располагавшейся здесь с 1730-х годов Анненгофской рощи, высаженной, как принято считать, угодливым царедворцем Бироном всего за одну ночь для услаждения взора царицы Анны Иоанновны, но горожанам так и не полюбившейся, а в начале прошлого века и вовсе «сбритой» (Гиляровский) под корень мощным смерчем 1904 года. Проект бюро «Четвертое измерение» призван в некотором роде исправить историческую несправедливость, подарив роще новую жизнь, а москвичам – комфортное городское пространство с открытой парковой зоной. В непростом и далеко не всеми любимом жанре блиц-конкурса команда мастерской чувствует себя как рыба в воде. «Это как клаузура в институте, только по-взрослому, – говорит один из авторов проекта Всеволод Медведев. – Прекрасная проверка на скорость творческого мышления и быстроту принятия решений». В данном случае получился и вовсе суперблиц – конкурсное задание было выполнено всего за пять дней, и результатом сами авторы очень довольны.
В пространственный контекст проект «Четвертого измерения» вписан не менее органично, чем во временной. Генеральный план застройки продолжает основные оси района, сочетание которых определило ячеистую ромбовидную структуру плана разделенного на пять мини-кварталов плюс вынесенный к южной границе офисный центр. В таком решении архитекторы из «Четвертого измерения» видят сплошные преимущества – оно позволило им создать четкую и лаконичную композицию с расположением жилых, офисных и общественных объемов всего лишь по трем осям. Мягко перетекающие одно в другое пространства, свободная циркуляция воздуха, отличная инсоляция, визуальное ощущение перманентного движения (безусловный плюс проекта по сравнению с некоторыми соседями по шорт-листу, предусматривающими возведение замкнутых объемов с дворами-колодцами) – всё это тоже функции от многократно повторенного ромба, представляющего собой определенный компромисс между канонической ортогональностью и хаотичностью ломаных линий. Мировая практика активно использует эту динамичную геометрическую фигуру в оформлении фасадов, а вот в план здания ромб ложится достаточно редко – но уж если это происходит, почти всегда получается яркое архитектурное высказывание, взять хотя бы барселонскую доминанту «DiagonalZeroZero» по проекту бюро «EMBA» или строящееся в Сеуле трехсотметровое «Лезвие» Доминика Перро.
В проекте «Анненгофская роща» все корпуса – ромбы со скругленными углами, в плане почти одинаковые, но различающиеся этажностью (от 13 до 22 этажей с понижением к югу) и ориентацией по сторонам света, что позволяет избежать монотонности. Жилые корпуса прорастают сквозь стилобат, который, в свою очередь, согласно принципам Ле Корбюзье, оказывается подвешен в уровне второго этажа над первым, служа защитой от дождя и объединяя башни квартальными контурами, замкнутыми и полузамкнутыми, окружающими внутренние дворы. В нижних этажах таким образом формируется гибридное пространство: в сущности модернистское, но с намеком на структуру традиционного города – более замкнутое, защищенное, подчиненное человеческому масштабу и сложно организованное, а не открытое всем ветрам в отличие от привычного микрорайона. Выше же поднимаются башни – получается элегантный компромисс между современным московским трендом квартальности и требованиями инсоляции. Игру подвешенных в воздухе горизонтальных связей между башнями поддерживают предложенные архитекторами «4 измерения» навесные переходы, проложенные по линиям ромбовидного модуля в уровне пятого, девятого и двадцать первого этажей – прием с одной стороны эффектный, превращающий весь комплекс в сложносочиненную пространственную конструкцию, и с другой стороны, смелый и дорогостоящий.
Значительную часть кровель стилобатов архитекторы предложили сделать эксплуатируемыми: запланированные здесь рекреационные пространства предназначены, в отличие от доступного для всех нижнего уровня, только для жителей района и работников расположенных здесь контор. Дело в том, что если большинство других участников конкурса склонились к строгому функциональному разделению корпусов на жилые и офисные, архитекторы «Четвертого измерения» предпочли решать этот вопрос сразу в двух направлениях. Основной офисный блок они предлагают построить на углу шоссе Энтузиастов и проектируемого проезда – что, во-первых, создаст архитектурную доминанту со стороны основной транспортной артерии района, а во-вторых, обеспечит автономную доступность для сотрудников. При этом под офисы (вкупе с коммерческими и общественными помещениями) отведен весь второй ярус стилобата и часть первых этажей восточных башен.
Общим впечатлением обаятельной футуристичности проект обязан не в последнюю очередь решению фасадов – лаконичных, даже минималистичных «величественных белоснежных айсбергов» (по образному выражению Всеволода Медведева). Авторы предложили выполнить их в стекле с небольшим включением металла – приятно представить себе видовые характеристики квартир! Кстати, квартирография обещает быть интересной и разнообразной: площади квартир от 60 до 150 м2 плюс двухэтажные пентхаусы.
«Не самая гуманная», по словам архитекторов, плотность застройки, предусмотренная техническим заданием (300 000 м2 на площади 9 га, не считая подземной части, при ограничении по высоте 75 м) вынуждала искать решения для визуального и динамического облегчения квартала. Поскольку застройка первого этажа – не сплошная, а фрагментарная, это позволяет организовать большое количество разнообразных благоустроенных пространств, от двориков до площадей, которые по замыслу архитекторов должны быть открыты всем горожанам. А главным планировочным акцентом квартала в проекте становится центральная артерия, продолжающая основную ось соседней территории «Серпа и молота» (в процессе реконструкции ее планируется сохранить). Эту зону – практически бульвар, на который ориентированы все основные фрагменты застройки, – предлагается сделать полностью пешеходной. Мало того: романтично настроенные архитекторы предусмотрели даже искусственную реку как оммаж протекавшей здесь некогда речке Синичке, о которой напоминает теперь лишь пара местных топонимов. При некоторой фантазии и в вырастающих на стилобате корпусах, развернутых в разных направлениях, можно увидеть не только глыбы льда, но и некий парафраз парковых деревьев. В настоящих деревьях здесь, впрочем, недостатка быть не должно: и бульвар, и дворы архитекторы предлагают максимально озеленить. Тоже, кстати, в пандан соседнему «Серпу и молоту», территорию которого проектировщик, бюро «LDA Design», намерен решить в концепции городского парка. Комфортное, экологичное, да и просто приятное глазу рекреационное пространство стало одним из основных достоинств этого обаятельного и перспективного проекта.