В московском Словацком институте открылась выставка Андреи Климко – женщины архитектора из Братиславы.
19 февраля 2015 г. под звуки саксофона в московском Словацком институте на 2-й Брестской, 27 открылась выставка Андреи Климко – женщины архитектора из Братиславы. Куратором с российской стороны выступил московский архитектор Константин Савкин. Предлагаем выдержки из его манифеста.
В Братиславе уже десятилетие назад среди молодых словацких проектов ярко звучали работы Андреи Климко – выпускницы местной и венской архитектурных школ. Но сегодня Andrea Klimko Architects или AKA – международное бюро, выполняющее проекты для разных уголков мира – Кипра, Китая, Доминиканской Республики, Американской Флориды. В настоящее время Андреа вдохновляется в Лондоне, Стамбуле, Бразилии, Малайзии, Африке… Похоже, очередь дошла до России. Интересно, какие заморские мотивы звучат теперь в работах пани Климко?
Архитектура – это не совсем «застывшая музыка». Это скорее живой танец. Особенно, если говорить об актуальном архитектурном творчестве. Такие мысли приходят в голову после знакомства с колоритным творчеством словацких зодчих на фоне венского архитектурного вальса. Вот и философское кредо Андреи Климко – воплощение архитектурных переживаний через «движение линий и волн».
Муза (или Музыка) навевает разные образы, но кажется, что сегодня многие архитекторы предпочитают изменчивый джаз-модерн. Думаете, это не АКА?
Международная (в первую очередь европейская) архитектура долгое время говорила на греческом и на латинском. Имеется в виду классическая ордерная система. Сегодня архитектурная деятельность по-своему интернациональна. Архитекторы путешествуют по всему миру, перенимая и привнося разные традиции…
Среди проектов и построек, представленных АКА на московской выставке, общепризнанными являются титулованные объекты с международными именами: MONDRIAN, LEONARDO, MENDELSON…
Наиболее же ярким с точки зрения архитектурной хореографии представляется RELAXX – спортивно-оздоровительный центр в Братиславе (проект 2005, строительство 2008). Свой эксцентричный спортивный танец в духе джаза он умудряется исполнять на узкой полоске между кольцевым шоссе и железной дорогой. Опираясь на землю одним концом, здание изгибает свой длинный С-образный торс и приподнимает в воздух другую половину, вставая на ассиметричные опоры. Облицовка RHEINZINK эффектно облегает атлетическую фигуру исполнителя с южной стороны. Северный стеклянный фасад демонстрирует «открытую душу» танцора. При общей высоте в 6 этажей здание сомасштабно не только окружению, но и всему городу. В этом состоит его самобытная аутентичность, дополняемая столичным качеством отделки и презентабельностью спортивно-оздоровительной начинки.
Другие, очень разные объекты Андреи Климко предпочитают танцевать под иные самобытные мелодии. Здесь можно услышать (и увидеть) менуэт, танго, фокстрот, хип-хоп, народный хоровод и конечно вальс.
В итоге собрание работ АКА на московской выставке выглядит как своеобразный архитектурный бал. И как на всяком балу, здесь – свои распорядители и свои правила. Узкая галерея Словацкого института выстраивает в длинный ряд архитектурные объекты – как в старинном полонезе – танце-знакомстве. И каждый проект поочерёдно привлекает нового зрителя. Звучит музыка: подход – впечатление – новый партнёр.
Наконец полонез отзвучал – знакомство состоялось. Но теперь каждый проект АКА приглашает на свой танец…
Вы заметили? Современная архитектура позволяет себе то, что раньше обеспечивалось перемещением зрителя – сменой ракурсов, точек восприятия. Теперь она сама, словно бы в танце, движется ему навстречу.
Говорят, что традиция «белого танца» зародилась в Вене. На московской выставке АКА она предстаёт как редкий белый танец архитектуры – «поэзия линий и волн».
Экспозиция открыта для всех с 10:00 до 17:00 по будням до середины марта. Тел. +7(495)956-4928
|