Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

11.03.2015

Свободный человек

Нина Фролова

Фрай Отто, лауреат Притцкеровской премии-2015, скончался 9 марта.

Фрай Отто ©2015 The Pritzker Architecture Prize / The Hyatt Foundation
Фрай Отто ©2015 The Pritzker Architecture Prize / The Hyatt Foundation

О награждении планировалось, как обычно, объявить в конце марта, но кончина Отто внесла свои коррективы: 40-й лауреат премии, второй получивший ее немецкий архитектор (после Готфрида Бёма) лишь немного не дожил до церемонии награждения и до своего 90-летия (оба должны были отмечаться в мае 2015).
 
Фрай Отто на Всемирной выставке в Монреале в 1967 © von Schlaich
Фрай Отто на Всемирной выставке в Монреале в 1967 © von Schlaich

Представители Фонда Притцкера успели посетить Фрая Отто в его доме-мастерской близ Штутгарта и сообщить о присуждении ему премии, на что он ответил, что «никогда не делал ничего, чтобы получить эту премию… в оставшееся мне время я продолжу заниматься тем, что делал всегда – помощью человечеству».
 
Олимпийский комплекс в Мюнхене. 1972. Совместно с Гюнтером Бенишем © Atelier Frei Otto Warmbronn
Олимпийский комплекс в Мюнхене. 1972. Совместно с Гюнтером Бенишем © Atelier Frei Otto Warmbronn

Имя «Фрай» переводится с немецкого как «свободный», и именно абсолютная свобода творчества и эксперимента вписала Отто в историю современной архитектуры. Он всегда искал новые пути, чтобы с помощью минимальных средств достичь возможного максимума целей: отсюда его увлеченность облегченными конструкциями, которые и принесли ему славу. Экспериментировать с ограниченными ресурсами он начал еще в лагере для немецких военнопленных близ Шартра, где ему было поручено проектировать хозяйственные постройки (на фронт 19-летнего Отто отправили в конце 1944 года, и вскоре он попал в плен) и продолжал всю жизнь, сотрудничая со специалистами самых разных профессий, включая историков и философов, обращаясь к готике и биомиметике, компьютерному проектированию в конце 1960-х и к принципам «устойчивости» до того, как это понятие вообще появилось.
 
Олимпийский комплекс в Мюнхене. 1972. Совместно с Гюнтером Бенишем © Atelier Frei Otto Warmbronn
Олимпийский комплекс в Мюнхене. 1972. Совместно с Гюнтером Бенишем © Atelier Frei Otto Warmbronn

Легкие, часто прозрачные сооружения были для него ответом массивной монументальности сооружений нацизма. Проекты Отто отражали характерные для модернистов очарованность прогрессом и веру в способность архитектуры помочь человеку. Не все его замыслы сбылись, но он не потерял оптимизма до последних дней: как и свобода, тема счастья стала сквозной для его жизни и творчества. Об этом он говорил в своем интервью, которое дал летом 2014-го нашему порталу: будучи счастливым человеком, Фрай Отто хотел и всех людей сделать счастливее.

Фрай Отто (Frei Otto) 31.05.1925 – 09.03.2015.
Павильон Германии на Всемирной выставке в Монреале в 1967 © Atelier Frei Otto Warmbronn
Павильон Германии на Всемирной выставке в Монреале в 1967 © Atelier Frei Otto Warmbronn
Павильон Германии на Всемирной выставке в Монреале в 1967 © Burkhardt
Павильон Германии на Всемирной выставке в Монреале в 1967 © Burkhardt
Зал Мультихалле в Мангейме. 1975© Atelier Frei Otto Warmbronn
Зал Мультихалле в Мангейме. 1975© Atelier Frei Otto Warmbronn
Зал Мультихалле в Мангейме. 1975 © Atelier Frei Otto Warmbronn
Зал Мультихалле в Мангейме. 1975 © Atelier Frei Otto Warmbronn
Зал Мультихалле в Мангейме. 1975 © Atelier Frei Otto Warmbronn
Зал Мультихалле в Мангейме. 1975 © Atelier Frei Otto Warmbronn
Основанный в 1964 Фраем Отто Институт лёгких поверхностно-несущих конструкций при Штутгартском университете. Здание, 1967 © Atelier Frei Otto Warmbronn
Основанный в 1964 Фраем Отто Институт лёгких поверхностно-несущих конструкций при Штутгартском университете. Здание, 1967 © Atelier Frei Otto Warmbronn
Павильон Японии на Экспо-2000 в Ганновере. Совместно с Шигеру Баном. Фото: Hiroyuki Hirai
Павильон Японии на Экспо-2000 в Ганновере. Совместно с Шигеру Баном. Фото: Hiroyuki Hirai
Павильон Японии на Экспо-2000 в Ганновере. Совместно с Шигеру Баном. Фото: Hiroyuki Hirai
Павильон Японии на Экспо-2000 в Ганновере. Совместно с Шигеру Баном. Фото: Hiroyuki Hirai