В этот раз список составили четыре «учреждения культуры» и заведение, близкое им по духу. Это Датский морской музей в Хельсингере бюро BIG, Художественный музей Равенсбурга на юге Германии мастерской LRO, Студенческий центр им. Со Суи Хока Лондонской школы экономики по проекту ирландских архитекторов O'Donnell + Tuomey, концертный зал Филармонии в польском городе Щецине барселонского бюро Barozzi / Veiga, а также подчеркнуто изысканная «рекреационная» тосканская винодельня Антинори от Archea Associati.
Это удивительно единый шорт-лист – и по общей «духовно-эстетической» функции, и по подчеркнутой материальности каждого из сооружений, и по их диалогу с насыщенным семантикой окружением. Все здания, кроме винодельни, находятся в исторической среде – пусть и дошедшей до нас в разной степени сохранности, а винодельня – в холмах Кьянти, ландшафт которых требует не меньшего уважения.
Такой выбор жюри кажется неожиданным на фоне постоянно растущих авторитета – и популярности – «социальных» архитекторов и инициатив, что часто приводит к тому, что сначала оцениваются общественные, экологические и технические «заслуги» проекта, а уже потом – качество архитектуры.
Однако Премия Мис ван дер Роэ, вручаемая раз в два года архитектору-европейцу за постройку в границах ЕС, отмечает – помимо прочего – именно качество зданий, которое создатели награды понимают как «универсальные ценности типичных построек, независящие от их программы: скорее, суть вещей, чем их формальные ценности.» Поэтому и такой набор финалистов вполне соответствует хоть и не веяниям времени, но задачам премии.
Студенческий центр им. Со Суи Хока Лондонской школы экономики