Публикуем проекты финалистов конкурса на лучшую архитектурно-градостроительную концепцию Музея науки и техники в городе Томске.
Мы уже рассказывали о двух проектах, которые стали фаворитами жюри конкурса на архитектурно-градостроительную концепцию Музея науки и техники в городе Томске: насыщенном историческими аллюзиями проекте петербургской «Студии 44» Никиты Явейна – он занял первое место и был принят к реализации и летящем футуристическом проекте бюро Асадова, которому жюри присудило условное второе место, включив его в число лучших.
Здесь – три других проекта, также отобранных в финале конкурса: от московской «Архструктуры», словенского Ofis arhitekti и испанского консорциума Rubio Arquitectura+Francisco Mangado. Напомним, что конкурс был объявлен в июле, организован Союзом архитекторов, в его первом туре приняли участие 18 зарубежных команд, 33 московских и санкт-петербургских и 12 – из других регионов России. Рассмотрев 63 идеи, жюри предложило пяти командам продолжить работу на втором этапе. Победитель был объявлен в ноябре. Здание музея должно стать частью мастшатбной реконструкции реки Томь, а идейным девизом конкурса стало: «наука для человека». *** «Архструктура»
Музей науки и техники в Томске. Авторы: «Архструктура» (Москва)
В версии «Архструктуры» объемы музейных площадей нанизаны на шарнир-диафрагму, ядром которой становится круглое пространство внутреннего двора. А принцип, положенный в основу проекта – знаменитый спиральный пандус, с таким успехом когда-то опробованный в первом, нью-йоркском музее Гуггенхайма Райта. Но здесь пандус не снаружи, а внутри, точнее, его спираль – как пружина, внутри у нее двор, снаружи лепестки помещений. Ночью двор светится, акцентируя свою роль главной оси музея.
Наклон пандуса – не более 5%, передвигаться по нему удобно и вверх, и вниз. Для быстрого перемещения предусмотрен панорамный лифт. Выставочные пространства располагаются в верхнем витке спирали и представляют собой автономные трансформируемые объемы. Здесь использован принцип театральной сцены, которую можно приспособить для любых декораций. В среднем витке спирали – лаборатории: идя по пандусу, посетители могли бы наблюдать за работой научных сотрудников. В нижнем витке общественные пространства. Недалеко от входа – кафе, магазин, кинотеатр.
Музей науки и техники в Томске. Авторы: «Архструктура» (Москва)
Музей науки и техники в Томске. Авторы: «Архструктура» (Москва)
Музей науки и техники в Томске. Авторы: «Архструктура» (Москва)
Музей науки и техники в Томске. Авторы: «Архструктура» (Москва)
*** Ofis Arhitekti
Музей науки и техники в Томске. Авторы: Ofis Arhitekti (Cловения)
По словам авторов, здание музея спроектировано в форме иглу как формы, устойчивой к влиянию климатических факторов. Такая форма позволяет создать открытую и практически безопорную структуру. Зеленые насаждения вокруг максимально сохраняются. Внутри здания пять уровней, перемещение – по спирали, как и в предыдущем проекте. По замыслу авторов, поднимаясь по спирали, посетители могут «перемещаться» хронологически по основным этапам развития науки и техники. Все уровни объединены центральным пространством атриума, предназначенным для временных экспозиций – он, согласно концепции, символизирует человеческое сердце; из атриума можно увидеть все пять уровней здания и спланировать маршрут. Выставочные пространства максимально универсальны и легко трансформируемы.
Музей науки и техники в Томске. Авторы: Ofis Arhitekti (Cловения)
Музей науки и техники в Томске. Авторы: Ofis Arhitekti (Cловения)
Музей науки и техники в Томске. Авторы: Ofis Arhitekti (Cловения)
Музей науки и техники в Томске. Авторы: Ofis Arhitekti (Cловения)
Музей науки и техники в Томске. Авторы: Ofis Arhitekti (Cловения)
*** Rubio Arquitectura+Francisco Mangado
Музей науки и техники в Томске. Авторы: Rubio Arquitectura+Francisco Mangado (Испания)
Форма здания, разделенного на пять блоков, напоминающих одновременно тумбы-отрезки каннелированных колонн, стволы деревьев и шестеренки гигантского механизма, символизирует взаимодействие науки и природы. Блоки, каждый из которых сосредоточен на своей функции, соединены коридорами. В отделке цилиндрических частей используется дерево, что должно служить для создания эффекта «живого» леса. Часть музейной программы предлагается вынести на свежий воздух, в специально созданный парк: от музея вдоль парка тянутся дорожки и тропинки, одна из которых «растворяется» в озере, а другая, наоборот, позволяет прогуляться между кронами деревьев. Всего на территории парка семь выставочных платформ, к каждой из которых ведет тропинка.
Музей науки и техники в Томске. Авторы: Rubio Arquitectura+Francisco Mangado (Испания)
Музей науки и техники в Томске. Авторы: Rubio Arquitectura+Francisco Mangado (Испания)
Музей науки и техники в Томске. Авторы: Rubio Arquitectura+Francisco Mangado (Испания)
Музей науки и техники в Томске. Авторы: Rubio Arquitectura+Francisco Mangado (Испания)
Музей науки и техники в Томске. Авторы: Rubio Arquitectura+Francisco Mangado (Испания)
|