Две новые станции метро от бюро spora architects соединили берега Дуная в центре Будапешта.
Станция метро «Сент-Геллерт тер» © Tamás Bujnovszky
Метро в Будапеште – старейшее во всей континентальной Европе: оно открылось в 1896, а следующее по возрасту, парижское – в 1900. К концу XX века там было 3 линии, и в 1980-е было решено построить четвертую, однако проект так и не был доведен до конца.
За него взялись вновь в середине 2000-х, и линия М4 стала самым крупным новым инфраструктурным объектом в Будапеште за десятилетия. Открывшаяся в уходящем году первая очередь М4 включает 10 станций на участке в 7,34 км. Особую трудность составляло то, что основу проекта заложили еще в 1980-е и 90-е, согласно воззрениям и ситуации 1970-х – 80-х годов, поэтому его требовалось согласовать с нуждами и ожиданиями пассажиров XXI века. Станция метро «Фёвам тер» © Tamás Bujnovszky
Бюро spora architects, занимаясь порученными ему станциями «Сент-Геллерт тер» и «Фёвам тер», вышло из положения, сделав упор на эффектное архитектурное решение, способное создать из транспортного объекта современное общественное пространство, подобное которому не найти на поверхности земли – в традиционном Будапеште, городе эклектики и романтизма. Интересный проект, считают его авторы, способен привлечь людей в метро, побудив пользоваться общественным транспортом, и так поможет решить эту задачу, более чем актуальную для любого крупного города. Станция метро «Фёвам тер» © Tamás Bujnovszky
Просторные, сопоставимые по ширине с улицами Пешта XIX века станции сверху заполнены 3-ярусным каркасом – органической сетью из бетонных балок, которую архитекторы сравнивают с костной тканью – более плотной там, где на нее приходится большее давление. Источниками вдохновения также послужили «Тюрьмы» Пиранези и работы уроженца Будапешта Йоны Фридмана. Нерегулярная форма этой бетонной «феерии» позволила авторам без каких-либо компромиссов довести ее от стадии замысла до реализации. Станция метро «Фёвам тер» © Tamás Bujnovszky
На станции «Фёвам тер» сквозь эту решетку в подземные пространства попадает солнечный свет из расположенных на уровне земли кристаллических «фонарей». Эта станция – по сути, крупный пересадочный узел, объединяющий метро с линиями трамваев (включая новый тоннель для них) и автобусов, речным транспортом, пешеходным подземным переходом. Станция метро «Фёвам тер» © Tamás Bujnovszky
Станция метро «Фёвам тер» © Tamás Bujnovszky
Станция метро «Сент-Геллерт тер» © Tamás Bujnovszky
Станция метро «Фёвам тер» © Tamás Bujnovszky
Станция метро «Фёвам тер» © Tamás Bujnovszky
Станция метро «Фёвам тер» © Tamás Bujnovszky
Станция метро «Фёвам тер» © spora architects
Станция метро «Фёвам тер» © spora architects
Станция метро «Фёвам тер» © spora architects
Станция метро «Сент-Геллерт тер» © Tamás Bujnovszky
«Сент-Геллерт тер» служит воротами в древний центр Будапешта; ее платформа залегает на глубине 36 м из-за застройки наверху и близости Дуная: это самая глубокая станция М4. Ключевую роль в оформлении станции играет примененная и в «Фёвам тер» мозаика – отсылка к расположенным по соседству историческим гостинице и баням Gellért, где интерьеры украшены мозаикой знаменитой фабрики «Жолнаи».
Станция метро «Сент-Геллерт тер» © Tamás Bujnovszky
Станция метро «Сент-Геллерт тер» © Tamás Bujnovszky
Станция метро «Сент-Геллерт тер» © Tamás Bujnovszky
Станция метро «Сент-Геллерт тер» © Tamás Bujnovszky
Станция метро «Сент-Геллерт тер» © Tamás Bujnovszky
Станция метро «Сент-Геллерт тер» © spora architects
Станция метро «Сент-Геллерт тер» © spora architects
Станция метро «Сент-Геллерт тер» © spora architects
|