Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

15.12.2014

Архитектурные беседы

Анна Сирро

22 ноября 2014 года в Петропавловской крепости состоялись ежегодная дружеская встреча архитектурного сообщества AРХ-МИТИНГ и презентация очередного номера журнала FUTURA.

Участники АРХ-МИТИНГА. Фотография предоставлена FUTURA Architects
Участники АРХ-МИТИНГА. Фотография предоставлена FUTURA Architects

В этот раз мероприятие прошло в рамках Международной недели урбанистики Urban Week. В зале собрались молодые и заслуженные архитекторы, представители строительных фирм, архитектурные критики и искусствоведы, инженеры-конструкторы, дизайнеры, студенческая молодежь из самых разных городов – Петербурга, Москвы, Тольятти, Череповца, Берлина – словом, все те, кому небезразлично будущее архитектуры.
Журнал FUTURA. Обложка. Изображение предоставлено FUTURA Architects
Журнал FUTURA. Обложка. Изображение предоставлено FUTURA Architects

Нервом АРХ-МИТИНГА, который организует бюро FUTURA Architects, является профессиональный разговор о настоящем и будущем архитектурного мира. Темой для дискуссии этого года стал вопрос коммерческой составляющей в архитектуре; к разговору были приглашены специалисты из самых разных областей.
Журнал FUTURA. Фотография предоставлена FUTURA Architects
Журнал FUTURA. Фотография предоставлена FUTURA Architects

Ход встречи задали молодые московские архитекторы Алексей Полищук и Рустам Керимов (бюро «Портал» и А-ГА, соответственно). На их взгляд, профессионалу необходимо удерживать равновесие между двумя составляющими архитектуры – мечтой и реальностью. Эстетика жилых кварталов городской периферии во многом обусловлена рыночной ситуацией, и архитектурная форма здесь весьма чувствительна к факторам практики строительства, идей и желаний застройщика и т.д. Согласно ироничному высказыванию Рустама, «чистить карму» практикующему архитектору возможно в создании общественных пространств, гармонизирующих «соседство» исторической и коммерческой застройки. При оптимальном варианте, состоявшиеся архитекторы должны давать начинающим коллегам возможность высказаться и совместно найти лучшее решение в рамках профессиональных конкурсов.
Журнал FUTURA. Публикация рисунков Леббеуса Вудса. Изображение предоставлено FUTURA Architects
Журнал FUTURA. Публикация рисунков Леббеуса Вудса. Изображение предоставлено FUTURA Architects

Вообще вопрос контекстуальности новой архитектуры – один из важнейших для исторических городов. Создание новых форм и, в то же время, корректность по отношению к традиционному образу города были показаны в выступлении петербургского инженера-конструктора, преподавателя Санкт-Петербургского государственного архитектурно–строительного университета Антона Смирнова. Путь исторического Петербурга к архитектуре будущего, на его взгляд, лежит через малую архитектурную форму, и здесь не стоит боятся использовать достижения западной архитектурной и инженерно-конструкторской мысли.
 
Журнал FUTURA. Изобаржение предоставлено FUTURA Architects
Журнал FUTURA. Изобаржение предоставлено FUTURA Architects

Прицельное рассмотрение конкретно западного опыта в области городской застройки и влияния коммерции на архитектуру и наоборот стало темой докладов архитектурного критика Марии Элькиной и научного сотрудника Государственного Эрмитажа Ксении Малич. Мария «провела» слушателей по улицам Вены, показав им постройки Адольфа Лооса, Жана Нувеля, Захи Хадид, Доминика Перро, и обратила внимание аудитории на то, что в долгосрочной перспективе именно архитектурный проект, а точнее – громкое имя его автора, делает «объекты недвижимости» более успешными коммерчески и привлекательными с точки зрения инвестиций. Отсутствие же коммерческой составляющей в сочетании с высоким спросом порождают унификацию и «рутинизацию» архитектурных форм, что было продемонстрировано Ксенией на примере Голландии 1950-70х гг. Здоровая конкуренция и цивилизованный девелопмент − эффективные инструменты для создания качественной архитектуры.
 
Журнал FUTURA. Изобаржение предоставлено FUTURA Architects
Журнал FUTURA. Изобаржение предоставлено FUTURA Architects

В выступлении Сергея Чобана (московское бюро SPEECH и берлинская мастерская nps tchoban & voss) акцент был сделан на известную слабость современной архитектуры в сравнении с традицией, а именно – на отсутствии внимания к детали и отсюда – утрату в повседневном восприятии весомости и значительности архитектурного образа. Обращаясь к практике своих бюро, Чобан продемонстрировал, что возможно достичь гармоническое единство внешнего облика и интерьера здания через детальную проработку всех без исключения элементов.
 
Сергей Чобан делает доклад на АРХ-МИТИНГЕ. Фотография предоставлена FUTURA Architects
Сергей Чобан делает доклад на АРХ-МИТИНГЕ. Фотография предоставлена FUTURA Architects

В завершение встречи участников ждало еще несколько любопытных сообщений: выступление одного из петербургских застройщиков Анзора Берсирова, критический видео-обзор венецианской архитектурной биеннале от итальянского архитектора Джады делла Бонты и информация о «длинной клаузуре» от архитектора Олега Манова (FUTURA Architects). Собственно, гости АРХ-МИТИНГА были приглашены к участию в конкурсе архитектурной графики, итоги которого будут подведены в феврале 2015-го. Его темой станет архитектура «Максимализма», т. е. некого идейного «антагониста» минимализма XX века.
 
Журнал FUTURA. Изобаржение предоставлено FUTURA Architects
Журнал FUTURA. Изобаржение предоставлено FUTURA Architects

Кроме этого, на встрече был представлен очередной выпуск журнала FUTURA, который издается бюро FUTURA Architects. Отличительной особенностью этого журнала является полный отказ от фотографий и рендеров в пользу ручной графики. Квинтэссенция издания – обращение к графическому наследию мастеров архитектуры. В этом году, благодаря поддержке Фонда архитектурного рисунка Сергея Чобана и Музея архитектурного рисунка в Берлине, журнал обратился к рисованным фантазиям Леббеуса Вудса, одного из самых ярких творцов XX столетия.
 
Журнал FUTURA. Изобаржение предоставлено FUTURA Architects
Журнал FUTURA. Изобаржение предоставлено FUTURA Architects

Еще FUTURA этого года – обращение к нетривиальной и даже немного вычурной теме самодостаточности в архитектуре, попытка через слово и рисунок «нащупать» это состояние. Архитектор в своем профессиональном качестве ближе остальных людей приближается к образу Творца-Демиурга: его способность обращать идеи, мысли и само дуновение жизни, дух в материю вызывает преклонение непосвященных. Но может ли архитектор, будучи творцом миров, обладать еще одним свойством Абсолюта – быть самодостаточным? И должен ли?

Каждый новый ежегодник FUTURA – это продолжение профессионального разговора, который рождается в рамках встреч APX-МИТИНГ. Что из сказанного на встрече найдет отражение на страницах очередного номера журнала – еще неизвестно, но можно с уверенностью утверждать: дискуссия продолжается!